Инклюзивное образование на практике

18.10.2018 17:09
Инклюзивное образование на практике

Детский сад №10 открыл группу для слабослышащих, а в школе №14 учащихся с ограниченными возможностями здоровья принимают в обычные классы. Насколько успешен социальный эксперимент? Как педагоги перестраивают работу? И как много особых учеников готовы принять образовательные учреждения?

Родители этих малышей каждое утро приходят в детский сад с особыми чувствами, ведь раньше у них такой возможности не было. Слабослышащих детей приходилось возить в спецшколу в Симферополь и оставлять там на всю рабочую неделю.

"Младшему внуку дали направление в этот садик, а старшую внучку я раньше возила в Симферополь. Она очень плакала в начале недели, очень долго привыкала к интернату и разлуке до выходных. Потом, правда, привыкла. Воспитатель хороший был", - говорит Александра Алексеенко, инвалид по слуху.

К новым воспитателям ещё привыкают. Часто родителям приходится общаться письменно, ведь язык жестов педагоги начали изучать только в конце лета. Впрочем, взаимопонимание найти удаётся, и частично это помогает сделать техника.

Чтобы адаптировать эту группу к новым воспитанникам, в ней установили индукционные системы. По периметру помещения протянуты провода, они ведут к этому датчику с микрофоном, и когда педагог говорит в него, на слуховые аппараты ребят поступает речевой сигнал. Иными словами, дети начинают слышать звуки более отчётливо.

Такие же системы установили в актовом зале, кабинетах психолога и логопеда. С каждым из семерых воспитанников этой группы специалисты занимаются индивидуально.

А после обеда для детей моделируют ситуации, которые подталкивают их начинать разговаривать.

"Во время прогулок мы стараемся таких деток вводить в группы с обычными детьми. Дети не знают, как себя вести с таким ребёнком, что с ним делать, поэтому приходится объяснять, что этому ребёнку нужно более повышенное внимание, где-то громче сказать, где-то повести за руку, где-то показать жестом", - говорит Наталья Овчаренко, заведующая детским садом №10.

В том, что инклюзивное образование социализирует всех и учит терпению и отзывчивости, убеждены и в школе №14. В ней учатся 23 ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Все они в разных классах. Прохор Морозов - новенький. Вместе с семьёй он переехал в Севастополь из Тулы. Там учился в специализированной школе, здесь пошёл в обычный 4-й класс.

"Мне нравится, я подружился с одноклассниками. Потому что мы играем в догонялки с мальчиками, и хорошо я вроде понимаю, и всё", - говорит Прохор Морозов.

Единственное отличие в образовательной программе Прохора - 5 часов в неделю после уроков он занимается с логопедом, дефектологом и психологом. Объём коррекционной работы прописан в федеральном образовательном стандарте.

Сейчас директор школы оформляет документы, чтобы нанять на работу ещё одного психолога и дефектолога. Также в самых шумных местах, например, в столовой или актовом зале, планируют поставить специальное оборудование, усиливающее речевой сигнал. А пока преподаватели школы учатся говорить медленнее и больше жестикулировать. И такую манеру ведения урока уже оценили все их ученики.

Анна Шустер, Михаил Шурмель

Поделиться: