Друг Александра Покрышкина вернулся в Севастополь

27.09.2018 18:23
Друг Александра Покрышкина вернулся в Севастополь

Друг легендарного Александра Покрышкина, генерал-полковник авиации Николай Москвитилёв прилетел в Бельбек в памятную для себя дату. С момента его назначения командиром прошло ровно 60 лет. 

Заслуженный лётчик СССР, командующий авиацией войск ПВО страны с 1977 по 1987 годы преклоняет колени в месте, где когда-то начиналась его карьера. В этот кабинет Николай Иванович Москвителёв зашёл впервые ровно 60 лет назад. Тогда он возглавил 62 истребительный авиаполк. Тот, что участвовал в боях за Севастополь, обеспечивал прикрытие с воздуха во время Ялтинской конференции, а после войны отвечал за противовоздушную оборону Черноморского флота.

"Вот, пожалуйста, моя фотография. Слева, вот - длинный", - показывает Николай Иванович.

В 1960 полк было решено передать из морской авиации в состав 8 отдельной армии ПВО. Тогда на аэродром Бельбек прибыла большая комиссия. В её составе был легендарный советский лётчик Александр Покрышкин.

"Он так посмотрел на меня и говорит: "Морскую форму на зелёную менять не жалко?". Я говорю: "Жалко". Он тогда посмотрел мне в глаза, улыбнулся, положил руку на плечо и говорит: "Молодец, не кривишь душой! Всю жизнь говори правду!", - рассказывает заслуженный лётчик.

Соврать по-крупному Николаю Москвителёву пришлось только однажды - ради того, чтобы в 1943 году получить направление в авиационную школу в Куйбышеве. Во время медицинской комиссии юноша не прошёл тест на цветоощущение у врача-окулиста.

 "Он говорит:"Не годен". В это время его кто-то вызывает, врач уходит из кабинета, я беру эту книжку свою, выхожу в коридор, а мой друг Женя Сурин говорит: "Ну что?" - "Поплыл. Не прошёл по зрению?". И тогда он говорит: "Давай твою книжку", - вспоминает Николай Иванович.

Все следующие медосмотры курсант Москвителёв проходил сам. В 1947 закончил Ейское авиационное училище, потом служил в Риге, летал на фоторазведку авиабазы НАТО на острове Готланд и в одиночку на старом МИГ-19 выходил на перехват американского самолёта-разведчика "Канберра".

"Я левым разворотом захожу на него, но он высоко, на 20 тысяч метров, а я на полном форсаже не могу, и вот, когда я уже вижу его - двигатели остановились. Потому что когда из пушек я стрелял, в входное сопло попали разряжённые газы, и не хватило воздуха, ну, и я, конечно, колом вниз", - рассказывает ветеран.

Спланировав на высоте 6 тысяч метров Москвителёв сумел запустить двигатели снова, а позже применял опыт, полученный в экстремальных ситуациях, при испытаниях новых моделей авиации.

За полвека службы Николай Москвителёв освоил более 30 типов самолётов, в том числе высокоманёвренные истребители. "Когда такая машина набирает высоту 18 тысяч метров, и преодолевает 2 скорости звука, внутри кабины испытываешь ни с чем не сравнимые ощущения", - говорит заслуженный военный лётчик СССР.

Свои лётное счастье и лётный опыт Николай Иванович теперь описывает в книгах. Вместе с копией знамени 62 истребительного авиаполка их передают в наследство будущим лётчикам.

Анна Шустер, Сергей Буторин

Поделиться: