Отдать нельзя поделить! Мать и отец даже через суд не могут решить, с кем жить ребёнку
Сегодня в мире отмечают День матери. В последние воскресенье ноября поздравления с большим энтузиазмом принимают все, к кому обращаются "мама". Героиня нашего следующего сюжета тоже хотела бы услышать эти слова в свой адрес, но уже полтора года не может. Ей просто не отдают ребёнка.
Эти кадры фиксируют момент, когда судебные приставы пытаются исполнить решение суда, передать шестилетнего Фёдора матери, которая почти полтора года не может добиться, чтобы мальчик жил с ней, а не с отцом. Он, после расставания с гражданской женой, брал сына погулять на несколько часов в день, а потом перестал приводить его к матери и перевёз жить к себе, разрешая, по словам Натальи, видеть ей сына только в присутствии отца. Причём исключительно вне дома, где с Натальей также живёт родной брат Фёдора, её старший сын Глеб.
"Я не знаю, как вам это объяснить. Вот мы приходим домой с Глебом, а у нас тишина. Такое ощущение, что у нас вечные похороны, потому что мы ждём Федю. Мы с Глебом за руку идём, пытаемся встретиться с Федей. Всё это происходит в скандалах", - говорит Наталья Клименко, мать Фёдора.
Скандалы и споры, с кем должен жить ребёнок, дошли до того, что Наталья обратилась в полицию с заявлением, что бывший муж ударил её, после чего мужчине был назначен штраф 5 тысяч рублей. А ещё Наталья подала на алименты и потребовала, чтобы за их неуплату на отца ребёнка наложили запрет на право вождения автомобиля. Но ни одна из этих мер не помогла женщине добиться цели и вернуть сына. Исполнительный лист с решением определить место жительства ребёнка с Натальей попал к судебным приставам ещё в марте. Но в ведомстве потребовали уточнить формулировку, после чего снова был суд, и только 19-го октября приставы предприняли попытку передать ребёнка от отца к матери.
"При проведении действий отец не препятствовал общению, ребёнок спокойно играл с матерью, но при её попытке пойти с ребёнком домой, он без отца уходить отказывался. То есть без него она могла забрать ребёнка только насильно, на что она тоже не пошла, дабы не травмировать его психику", - говорит пристав Дмитрий Васильцов.
Возможно, поведение взрослых в непростой ситуации помог бы скорректировать опытный психолог. Его присутствие при изъятии детей регламентировано законом, но при встрече приставов с Федиными родителями независимого эксперта не было.
"Присутствовал представитель опеки, который имеет образование психолога, мы также приглашали независимого психолога, но они по своим каким-то причинам отписались, что не смогли присутствовать", - говорит Дмитрий Васильцов.
Претензию, что приставы не взяли с собой психолога, к ним адресует не только мать Феди, но и отец. Он вообще подал в суд встречный иск по определению места жительства ребёнка. А ещё водит Фёдора в спортивную школу и там Андрея Петерокина считают образцовым отцом и очень удивились, когда узнали, что между ним и его бывшей гражданской женой идёт затяжной конфликт.
"Он никогда не отказывал в помощи, что-то перенести, поднести. Папа безотказный в этом отношении, и у меня слов просто нет, папа хороший, ребёнок хороший, и чем помочь этой семье мы не знаем", - говорит Наталья Кононенко, тренер по вольной борьбе спортивной школы №6.
Не смогли Наталью и Андрею примирить и походы к уполномоченному по правам ребёнка в Севастополе, и обращения в органы опеки. Сотрудники детского сада, где числится Фёдор, тоже не повлияли на ситуацию. Более того, воспитатель была недовольна, что приставы пришли туда.
Профессиональный психолог, который согласился оценить правильность действий взрослых в отношении Фёдора, критикует педагогов, за то, что все эти слова говорились в присутствии мальчика. А ещё она рассматривает, какие ошибки в этой ситуации допустили и отец, и мать мальчика.
"Она вроде бы пытается с ним взаимодействовать, но она подходит со спины, не подходит с лица, то есть не в контакте с ребёнком, не видит его потребностей. Отец задаёт вопрос "что мне его выкинуть", что значит, "что мне его сделать". Чётко обозначать свою позицию - "я не хочу его спускать с рук", или "он боится", но не задавать такие вопросы. Сказать по-другому: "я хочу его подержать, я хочу посадить его сейчас на скамейку. Давайте посидим вместе", - говорит психолог Марианна Лынская.
В Европе распространена практика, когда заключить соглашение в споре разведённым супругам помогает медиатор, человек сразу с психологическим и юридическим образованием. В 2010 году закон о процедуре урегулирования споров с участием посредника приняли и в России. Но если в Москве и Петербурге такие специалисты востребованы давно, в Севастополе они работают всего 2 года. Наша редакция обратилась в городскую коллегию медиаторов с предложением подключиться к решению спора Натальи и Андрея. Елена Митина согласилась вести это дело на безвозмездной основе. Разговор со сторонами она планируют начать с вопросов, выходящих за рамки темы "где должен жить ваш ребёнок".
"Как вы хотите, чтобы Ваш ребёнок обучался? Какие навыки он приобрёл? Чему бы он научился? Какие качества у него человеческие? И совсем простой вопрос, "нравится ли вам, когда ваш ребёнок радуется". И тогда уже начинается переоценка ценностей постепенно, потому что думают - "а что мы этим конфликтом решаем?" Один, второй ругается, а ребёнок как правило страдает", - говорит Елена Митина, медиатор.
На этот приём были приглашены и мать, и отец Феди. За 5 минут до встречи Андрей сообщил, что не смог прийти. Елена Митина собирается пригласить на разговор отца повторно. По её опыту, только после нескольких индивидуальных встреч с медиатором, бывшие супруги находят в себе силы сменить тропу войны на стол переговоров.
Анна Шустер, Александр Соловьёв, Сергей Буторин, Михаил Кисиль