Историю бронепоезда «Железняков» восстановили сотрудники военно-исторического музея
На следующей неделе исполнится 145 лет со дня, когда была построена железная дорога между Петербургом и Севастополем. Самый первый состав пришёл в наш город из северной столицы в начале января 1875 года. В военно-историческом музее-заповеднике готовят экспозицию, посвящённую истории магистрали. Важное место в ней отведут и героическому прошлому экипажа бронепоезда «Железняков».
Мемориальный комплекс около вокзалов давно стал визитной карточкой Севастополя, которая встречает гостей города. Туристы спешат сфотографироваться рядом с чёрным паровозом, но далеко не все знают его героическую историю. Её долгие годы по крупицам собирали сотрудники военно-исторического музея. Сейчас в фондах уникальные документы, фотографии и личные вещи тех, кто служил на бронепоезде. «Железняков» построен на севастопольском морском заводе в ноябре 1941 года. При проектировании уникальной конструкции учли особенности местного рельефа. Поезд вошёл в состав сил береговой обороны Черноморского флота.
«Нужно было пройти через тоннели, пересечь Инкерманский мост, Камышловский мост. Выемки у нас есть. Меккензиевская выемка – 500 метров перед железнодорожной станцией «Меккензиевы горы». Поворотов очень много. Всё это надо было учитывать, потому как поезд был бронированный, тяжёлый, с вооружением, с боеприпасами. Чтобы на повороте он не выехал, куда не нужно», – рассказывает сотрудник севастопольского военно-исторического музея-заповедника Илона Беликова.
Вооружение бронепоезда – пять 76-миллиметровых орудий, артиллерийские установки, пушки Лендера, миномёты и пулемёты. Личный состав – 130 человек: стрелки, сапёры, разведчики, железнодорожники. Получив разведданные, состав выдвигался на позицию, наносил стремительный массированный удар по противнику и быстро скрывался в тоннелях или вырубленных в скалах выемках, где его не могла достать авиация врага. За это, выкрашенный в камуфляжный оттенок, поезд немцы прозвали «Зелёный призрак».
Большую часть времени командовал «Железняковым» инженер-капитан-лейтенант Михаил Харченко. На другом бронепоезде «Ураган» он служил ещё в годы Гражданской войны, за боевые заслуги в 1922 году был удостоен высшей награды того времени – ордена Красного знамени. Племянник командира вспоминает: в Севастополе Михаил Фёдорович был известным человеком.
«Родственники очень гордились им. Гуляли по Приморскому бульвару. Он оденет белую форму с этим орденом, там все были. Мама рассказывала, придём на бульвар, а там стоят люди покупают мороженое. Его пропускали: проходите, берите! А он стеснялся, смущался. Вот такое отношение было тогда перед войной к героям Гражданской войны», – вспоминает племянник М.Ф. Харченко Александр Непочатых.
Бронепоезд произвел почти 150 боевых выходов. Уничтожил девять ДЗОТов, шесть блиндажей, тяжёлую батарею, три самолёта, три танка, автомобили, грузовые повозки, пулемётные гнёзда, около 1,5 тысяч солдат и офицеров противника. Отомстить для немцев было делом чести. Долгое время за ним охотилась авиация и обнаружила основное место стоянки – Троицкий тоннель. 19 июня 1942 года первый авиаудар частично разрушил убежище.
«Расчистили частично выход, сняли вооружение. Отремонтировали то, что должно было оставаться на ходу, кроме бронедрезины и одной из бронеплощадок. Бронепоезд снова принял участие в боевых действиях. И уже 27-28 июня снова произошло обрушение в ходе авианалёта. Но уже окончательно были завалены один выход и второй. И бронепоезд больше не смог выйти из Троицкого тоннеля», – уточняет сотрудник севастопольского военно-исторического музея-заповедника Илона Беликова.
После гибели бронепоезда судьба большинства бойцов оставалась неизвестной. Без вести пропавшим долгие годы считался и командир. Только в 2009-м году, когда на 35-й береговой батарее началось строительство и реконструкция территории, была сделана важная находка – тот самый орден Гражданской войны, с которым не расставался Михаил Фёдорович Харченко.
«Была обнаружена воронка, в ней был мотор от полуторки, его мы тоже показываем в экспозиции в зале памяти. Были обнаружены обгорелые кости, печать 35-й батареи и две награды, которые здесь выставлены. Это орден «Знак почёта» и орден «Боевого красного знамени», – делится заместитель директора музея «35-я береговая батарея» Татьяна Уманская.
Теперь родственники героя знают, где закончилась его жизнь и могут отдать дань памяти. Имя командира бронепоезда высечено и в Некрополе, среди десятков тысяч имён тех, кто сражался за Севастополь. Ну а мемориальный комплекс у вокзалов появился в семидесятых годах. Основу экспозиции составил вспомогательный паровоз состава «Железняков». Это единственный участник тех событий. Восстановленный после войны. Он водил поезда по Крымской железной дороге до 1967 года.
А вот железнодорожную установку прицепили к паровозу только в девяностых. На самом деле она не имеет отношения к легендарному «Железнякову». Она участвовала в Финской войне, а затем в составе Черноморского флота в боях под Туапсе. Технику собирались утилизировать, но ветераны и молодёжь добились того, чтобы артиллерийская установка стала частью памятника. Впрочем, эта историческая неточность не помешала стать ему одним из символов города.
Дмитрий Туркин, Александр Соловьёв, Антон Кузнецов