В России хотят ужесточить наказание за домашнее насилие
В конце января Государственная Дума планирует рассмотреть проект закона о профилактике домашнего насилия. По данным МВД, в семьях совершается до 40% всех тяжких насильственных преступлений. Документ, призванный поставить заслон бытовому рукоприкладству, вызвал дискуссию. Правозащитники ссылаются на иностранный опыт. В некоторых странах подзатыльник ребёнку может стать причиной лишения родительских прав.
Это всего лишь игра, во время которой ребенок рассказывает самые страшные в своей жизни моменты. Моделирует на игрушках или рисует. Атмосфера домашняя, чтобы перенести допрос было легче. В этой комнате следственного комитета оказываются те, кто стал жертвой тяжкого и особо тяжкого преступления.
«Для детей дошкольного возраста это как правило минут 20 всего лишь, а для школьников, как урок, 40 минут - это и все время, скажем так, за которое следователь должен максимально объективно получить показания от ребёнка», - рассказывает Сергей Ильченко, руководитель Следственного отдела по Нахимовскому району г. Севастополя СУСК РФ.
Такие комнаты созданы в трех следственных отделах города, и работа в них идет ежедневно, отмечает Сергей Ильченко.
Более 20 тысяч уголовных дел о преступлениях, совершённых в отношении детей и подростков, возбудили в прошлом году. Таковы данные следственного комитета России. И более 10,5 тысяч дел правоохранительные органы передали в суды. Большинство из них связаны с изнасилованиями.
И это только официальная статистика. Реальное число пострадавших затрудняются назвать и в центрах социальной помощи. Их отделения работают во всех районах города и именно сюда первым делом приходят те, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Но о напрямую о насилии сообщают редко.
«По ходу работы мы можем с психологом выяснить, то есть психолог с клиентом может выяснить, что есть определенные какие-то предпосылки, но открыто об этом заявлять не принято, - говорит Ирина Багирова, психолог центра социальной помощи семье и детям г. Севастополя. - Если муж бьет, конечно, об этом говорить стыдно, это первое. Второе, женщина испытывает, конечно, большой страх, потому что есть угроза потерять ребенка».
Не молчать - вот главный совет психологов для тех, кто столкнулся с проблемой домашнего насилия. А гарантировать анонимную и безопасную помощь должен новый закон, считает уполномоченный по правам ребёнка в Севастополе Марина Песчанская.
«Профилактические меры просто обязаны быть прописаны, мы должны понимать, куда женщина может обратиться, какие будут последствия обращения, ведь многие просто боятся обращаться, - говорит Марина Песчанская. - В каком взаимодействии силовые структуры должны быть, это должно быть прописано».
Дом семьи Пилипенко в селе Кропоткино
Возможно, благодаря профилактике можно было предотвратить и трагедию, которая произошла в крымском селе Кропоткино. Отчим Даши Пилипенко убил падчерицу в ванной собственного дома. Пока следственные органы и сотни добровольцев искали девочку, журналисты провели собственное расследование и пообщались с соседями.
«Вот через это окошечко Даша постоянно забегала к нам со своего двора, потому что Саша ее постоянно обижал, так как девочка рассказывала - он постоянно ее бил, она ходила вся в синяках. На руках было очень много синяков, на ногах, я спрашиваю: Даша что с тобой? Папа бил, папа щипал», - рассказала соседка семьи, где произошло трагедия.
Знали, но в правоохранительные органы не обратились. Возможно, просто не понимали, как действовать - дают оценку юристы. И добавляют: новый законопроект должен создать четкую, прозрачную и понятную инструкцию -для всех: пострадавших, свидетелей, сотрудников правоохранительных органов.
«На сегодняшний день законодательство позволяет забирать заявление: если женщина обратилась в отношении своего мужчины, что он избивает ее, мучает, то на следующий день она приходит и просто забирает это заявление. Поэтому полиция не очень любит заниматься данными делами, потому что работа неблагодарная: они начинают проводить действия: затрачивается огромное количество сил, материальных ресурсов, после этого женщина приходит и забирает заявление», - объясняет Владислав Гусев, юрист, руководитель аппарата уполномоченного по правам ребёнка в г. Севастополе.
Сейчас полицейские опираются на первый пункт статьи 116- й Уголовного кодекса России. По нему в случае доказательства бытового насилия, нарушителю грозит штраф до 30 тыс. руб., общественные или исправительные работы сроком до полугода или арест на 3 месяца. В случае принятия нового законопроекта злоумышленника смогут даже выселить из квартиры или запретить вступать в любой контакт с жертвой. В то же время, побои в домашних условиях декриминализируются. Если сейчас за подобное нарушение виновник может получить до 2-х лет лишения свободы, новым законопроектом предполагается лишь штраф до 30 тыс.рублей. Эта и другие нестыковки и противоречия вызвали протесты у общественности по всей стране.
«Я опасаюсь того, что этот закон может принести нам те правила, которые в западном мире давно уже опробованы: когда могут из семьи забрать ребёнка, когда могут ограничить нахождение одного человека рядом с другим. Это может быть жесткая инквизиция, которая работает на западе под названием ювенальная юстиция», - высказывает свои опасения Павел Буцай, уполномоченный по правам человека в г. Севастополе.
Пока вокруг документа - бурные споры и обсуждения, в Омске матери, которая по версии следствия вместе с отчимом ставила ребенка коленями на гречку - возвращают ребенка. Мальчик будет жить дома, однако продолжит посещать интернат, где с ним будут работать психологи. А Севастопольские следователи спустя 8 лет доказывают, что мать нанесла тяжкие телесные повреждения своему ребенку, собирая свидетелей по всей России. Принимают ежедневно десятки звонков по горячей линии "ребёнок в опасности". И высказывают свое мнение о новом законопроекте.
«Некоторые лица высказывают, что там будет тотальный контроль: родитель дал подзатыльник, и его лишат родительских прав. Безусловно, это не так. Лишение родительских прав - это сложная процедура, которая исследуется судом, где исследуются все доказательства, все обстоятельства если уж до этого доходит, и поэтому нельзя голословно утверждать, что это ограничит права родителей. Мое мнение, что необходимо ужесточать меры на данном направлении»,- говорит Максим Щеглов, руководитель Следственного отдела по Гагаринскому району г. Севастополя СУСК РФ.
Все эксперты сходятся в одном - законопроект должен быть доработан. И принят не рамочным, а конкретным с четкими регламентами, должностными инструкциями, ведь только так можно будет исключить возможность манипуляции детьми. В Севастополе разработали свои рекомендации авторам законопроекта. А получится ли у законодателей создать документ, который поможет решить проблему домашнего насилия в стране, узнаем в конце января.
Алена Давыдова, Екатерина Малунова