Опеку над инвалидами разделят между государством и волонтерами
Севастополь присоединился к обсуждению проекта закона, который позволит улучшить качество жизни людей с ментальной инвалидностью. После принятия изменений, опекунами для них смогут становиться не только психоневрологические интернаты, но и волонтёры, одновременно с государством.
В этом доме люди с ментальной инвалидностью получают шанс на взрослую, отдельную от опекунов и родителей, жизнь. Как приятно самим готовить, мыть посуду, ходить за покупками, севастопольцы с особыми потребностями смогли ощутить после того, как волонтёры выиграли президентский грант на создание тренировочной квартиры. Толчком к её обустройству стала история, произошедшая в Крыму два года назад.
«В квартире остался 17-летний подросток с аутизмом, он неделю жил с мамой, которая умерла, и он не мог открыть холодильник, достать себе еду, он не был приспособлен к самостоятельной жизни. Эта симферопольская ситуация нам отозвалась, потому что в реальности мы поняли, что да, у нас тоже есть неполные семьи, где только мама и такой же молодой человек или девушка», - рассказывает руководитель НКО «Особые дети» Аида Менанова.
Если через 30 дней после смерти родителей, для человека с ментальной инвалидностью не находится опекуна, то его отправляют в психоневрологический интернат. Доступ туда волонтёрам, друзьям и дальним родственникам подопечных госучреждений получить крайне сложно, поэтому с 2016 года в Госдуме рассматривают законопроект о распределённой опеке. Если его примут, то делить заботу о человеке с ментальной инвалидностью на равных смогут государство и дальние родственники или друзья.
«Если есть физическое лицо, какой-то родственник дальний, который не может взять этого человека к себе, потому что у него своя семья или проблемы с жильём, он сможет принимать участие, смотреть какие услуги оказываются», - пояснила председатель общественной организации «Дом солнца» Елена Васечкина.
Принятие закона о распределённой опеке позволит некоммерческим организациям контролировать жизнь подопечных госучреждений или же вообще содействовать их самостоятельному проживанию. Яркий пример того, что ситуация в психоневрологических интернатах требует контроля со стороны – документальные фильмы журналиста Елены Погребижской. Одной из их героинь понадобилось целых три года на разрешение покинуть психоневрологический интернат, и теперь Галя Зернова учится в Академии изящных искусств во Флоренции.
Другой герой фильма Елены Погребижской был признан необучаемым и определен в психоневрологический интернат, после конфликта с воспитателем в детском доме. За непослушание Василия наказывали медикаментозно. А потом об истории Василия узнали волонтёры, которые добились в обмен на телевизор для психоневрологического интерната, того, чтобы юноше разрешили посещать вечернюю школу. В результате молодой человек поступил в университет, нашёл работу, стал поваром, выучил иностранный язык и женился. Вот только пока такие жизненные истории скорее исключение из правил. И с появлением взаимоконтроля между государственными интернатами и волонтёрскими организациями ситуация должна измениться.
Вопросы распределенной опеки в Севастополе обсуждают впервые. На встрече с волонтёрами депутат Государственной думы Дмитрий Белик пообещал на следующей неделе изучить таблицу поправок, предлагаемых для внесения в законопроект при его принятии во втором чтении. В первом чтении документ принят ещё в 2016 году. О необходимости его принятия в ближайшем времени говорится уже на самом высоком уровне.
«Владимир Владимирович Путин поручил на весенней сессии Государственной Думы рассмотреть во втором чтении закон о распределенной опеке. Безусловно, мы это сделаем!», - сообщил депутат Государственной думы Дмитрий Белик.
А пока в Думе идёт битва за закон о распределённой опеке, севастопольские волонтёры предлагают пересмотреть проект строительства в регионе психоневрологического интерната. Чтобы это было не учреждение коридорного типа, а несколько мини-домов для инвалидов с уютными гостиными и кухней для возможности самостоятельно приготовить себе еду или элементарно заварить чай, когда этого захочется.
Анна Шустер, Александр Соловьёв