• Канал Яндекс Дзен
EUR 00,00
USD 00,00
CNY 00,00
ГлавнаяСюжетыКак российские моряки выбирают имена кораблям

Как российские моряки выбирают имена кораблям

31.10.21 09:32
325 лет назад в октябре 1696 года Боярская Дума утвердила указ императора Петра I о создании в Российском государстве регулярного Военно-морского флота. Было принято принципиальное решение: «Морским судам быть». По сути, в России утвердили первую программу судостроения. Кстати, Пётр I считал, что имя имеет огромное значение для судьбы корабля. История флота – через названия. Авторский взгляд Ростислава Колмагорова.

Вот скажешь кому — не поверят. В Севастополе до недавнего времени был пассажирский катер, который проходил по маршруту «Новочеркасск», «Азов», «Ямал», «Саратов», «Орск», огибает «Москву», а там рукой подать и — Голландия. Городская загадка для туристов. Ответ простой — катер с пассажирами следует вдоль больших десантных кораблей и флагмана Черноморского флота.

Гвардейский ракетный крейсер до 1996 года назывался «Слава», а имя «Москва» унаследовал от первого отечественного противолодочного крейсера. Он, в свою очередь, от лидера эсминцев, который погиб у Констанцы в 1941. Есть своя «Москва» и на Балтике — это ледокол. А было ещё два линкора — один участвовал в Семилетней, другой в Северной войне. Но когда российский флот только начинался и славные победы ещё только предстояли — кораблям как детям, давали имена по святцам.

«Пётр I стал называть свои корабли именами святых. Он считал, что имя корабля имеет очень большое значение для его судьбы. Святых он назначал в имя корабля для того, чтобы корабль имел покровительство», — говорит лектор-экскурсовод музея ЧФ Константин Лукьянченко.

Пётр утвердил и такое правило — чем выше ранг у корабля, тем почётнее имя. В честь самого основателя российского флота, например, назвали тяжёлый атомный ракетный крейсер. Ещё одна петровская традиция — передача названий по наследству.

За всю историю русского флота было 11 «Меркуриев». Тот, что известен победой над двумя турецкими кораблями был вторым по счёту, а своё название он получил от брига-предшественника. После подвига капитан-лейтенанта Казарского название «Меркурий» присваивали в разное время двум галерам, двум фрегатам, госпитальному, почтовому судам, парусно-гребному катеру... В конце этого года Черноморский флот получит ещё один «Меркурий» — новейший корвет, построенный по технологии стелс, то есть невидимый на радарах.

«Меркурий» — двойственное имя. Вероятно, адмиралтейство имело в виду самую быструю планету в солнечной системе, а не древнеримского бога торговли. Хотя крейсер «Аврора» назвали в честь богини. А вот Афина, по легенде, помогала аргонавтам строить корабль, но имя ему дали другое, зодчего Аргуса. В скандинавской мифологии меньше путаницы. Есть вестник судного дня «Нагальфар», дословно — корабль из ногтей мертвецов. Именно поэтому у северных народов есть обычай стричь и сжигать ногти покойных. Чтобы судно никогда не достроили. Иронично, что под шведским флагом ходит паром «Беда», точно, как в «приключениях капитана Врунгеля».

На советском флоте в названиях было много героических эпитетов. Например, противолодочные корабли 61 проекта: «Сметливый», «Смелый», «Славный», «Стройный» — половина серии начиналась на «С». Как и до революции, уважали имена прославленных адмиралов.

«Судьба была не очень хорошая у боевых кораблей с именем славным «Адмирал Нахимов», увы, — рассказывает капитан 1-го ранга запаса Сергей Горбачёв. — Как правило, жизнь у них была недолговечной, как у крейсера нашего Черноморского. По решению Хрущёва все большие корабли, мастодонты, пускались на иголки. Он недолго просуществовал. Гражданский теплоход, «Админал Нахимов», «Пётр Лосев» его протаранил в Цемесской бухте. И последующие корабли. Вот переименованный атомный крейсер он тоже не долго пробыл в боевом составе флота.

Интересная история переименования была у крейсера «Варяг». Когда японцы его захватили и отремонтировали, то формально дали новое имя «Соя», в честь самого северного мыса Хоккайдо. Но на корме его нигде не писали. Там так и осталось «Варяг».

«Но здесь не только с точки зрения эзотерической, а с точки зрения героического названия „Варяг“. Они видели, как боролся наш экипаж и на этом примере учили своих моряков», — заявил почётный председатель Севастопольского морского собрания Виктор Кот.

Случайный символизм в названиях судов иногда оправдывает все морские суеверия. Вот был в XIX веке в Санкт-Петербурге пассажирский пароход с величественным названием «Царь». Ночью 21 октября 1873 года он встретил свою судьбу на водах Ладожского озера. Из-за ошибки навигации «Царь» на полном ходу протаранил «Царицу». «Царица» осталась на плаву, «Царь» ушёл на дно. Жертвами кораблекрушения стали 50 пассажиров.

Есть старое суеверие, что, если судно выходит в море в пятницу — быть беде. Поэтому в честь последнего дня недели не называют корабли — только небольшие катера и яхты. Всегда есть те, кто против суеверий. И на сегодня в мире насчитывается 11 «Титаников». Это сухогрузы, контейнеровозы, рыболовецкие суда и яхты. Они ходят под флагами Германии, Франции, Польши, Китая и других стран.

Ростислав Колмагоров, Александр Попов, Виталий Козловский




Комментарии
Минимальная длина комментария - 15 знаков.
Информация
Для комментирования требуется
Прокомментируйте и будьте первым!