Как Институт имени Сеченова стал дворцом пионеров
Конец 1940-х. Севастополь весь как огромная стройплощадка. Но в историческом центре с белыми вновь отстроенными домами контрастирует полуразрушенное здание бывшего Института имени Сеченова. Восстанавливать его пока не берутся: палаты и медкабинеты люди приспособили под квартиры. Расселять семьи некуда: строители сами живут в сборных домиках и даже палатках.
Старший прораб «Севастопольстроя» Софья Алмазова, которая тоже жила здесь, вспоминала: «В шахте лифта на проржавевших до предела тросах висела кабина. А под ней, забив решетчатые двери фанерой и досками, жила пожилая женщина. Кабина весила не менее полутонны, а женщина считала, что проживает с комфортом и спокойно спала по ночам».
Расселение этих трехсот человек началось лишь летом 56-го силами городских предприятий. Уже было решено, что в здании эвакуированного института будет создан дворец пионеров, который разделит помещения с добровольным спортивным обществом «Строитель». В проекте 1950-го года, составленном еще архитектором Гришиным, в левой части, где сейчас театр танца, предусмотрены спортивный зал, зал штанги и раздевалки. Но проект отклоняют. И в 1953 году разработать новый, уже без спортзалов, поручают фронтовику Александру Бобкову.
Для Александра Бобкова самое важное — сохранить исторический облик здания, каким еще в начале века его задумал другой Александр — Вейзен. По проектам Вейзена в городе построены мечеть, караимская кенасса, лютеранская кирха, Аквариум. Все четыре фасада здания института разные, на морском — окно в три этажа, на крыше — римские колесницы и мифологические существа, охранявшие здание от злых сил. Светильники перед главным входом держат женщины в античных одеяниях. На площади Корнилова — фонтан.
Физиотерапия обретала здесь черты науки
Версии, какой это стиль, у горожан расходятся: ренессанс, классицизм с элементами модерна или неоклассицизм, который при восстановлении обрел черты сталинского ампира? Но специалистов не запутать даже такому непростому зданию. Архитекторы говорят: неоклассицизм. Стиль для русского юга редкий.
Для начала века проект сложный, и работы затягиваются. В 1914 году завершал их уже другой архитектор Владимир Чистов. Возводили институт на остаток кредита, полученного на строительство городской канализации. Стоимость здания — по нынешним ценам — превысила миллиард рублей, но принести в городскую казну оно должно было еще больше. Его задумывали как санаторий, где от заболеваний суставов, сердца и поражения нервной системы трудящихся со всей страны будут лечить солнечными и морскими ваннами, массажем, магнитом и электротоком. Возможно, именно в Севастополь Остап Бендер посылал Кису Воробьянинова: «Предводитель, вам пора уже лечиться электричеством!»
«Точка кипения» в бывших морских ваннах
По соседству было выстроено еще одно здание: севастопольцы знают его как роддом. Сейчас оно передано Институту развития города СевГУ под развитие «Точки кипения», а первоначально было запроектировано для принятия морских ванн. Возраст здания выдают только дизайн лестницы и плитка на полу. Впрочем, это дом с секретом.
Затопленные и засыпанные подземные ходы есть и в самом здании института — по ним подавали морскую воду для бассейна, который располагался под колоннадой — с видом на бухту. Уже через несколько месяцев после открытия здесь побывал император Николай Второй. Шла Первая Мировая, и в палатах лечили раненых.
Сюрпризы послевоенного времени
В первые же дни Великой Отечественной институт эвакуируют в Казахстан и после войны он вернется уже в Ялту. По воспоминаниям защитников Севастополя, до апреля 1942 года здание оставалось невредимым, пока на него прицельно не сбросили несколько авиабомб. В архиве музея обороны есть цветное немецкое фото, где уже видны разрушения. В 1950-е здание преподнесло строителям неприятный сюрприз: морской фасад оказался нашпигован неразорвавшимися снарядами. Около 30 боеприпасов легко вошли в относительно мягкий инкерманский камень и остались в нем на целое десятилетие.
Извлекать снаряды пиротехникам помогали строители. А затем началось кропотливое восстановление фасадов и полная переделка внутренних помещений. Медицинское учреждение предстояло превратить во дворец пионеров. От лифта отказались — его шахта стала атриумом. Вырубили перекрытия в боковых крыльях, чтобы обустроить концертные залы. Просчитали сейсмическую устойчивость.
На самом проекте стоит фамилия Бобкова, а на чертежах фонарей, вентиляционных решеток, балясин — одного из самых известных архитекторов Севастополя Адольфа Шеффера. Но на тот момент ему еще не было 30-ти, и он только приехал в город. Реставрировать элементы декора начали из бетона, перемешанного с пылевидными отходами инкерманского карьера, эту технологию даже запатентовали под названием «литой инкерман». И дело было не в том, чтобы удешевить или убыстрить строительство: архитекторы просто не верили, что в городе остались мастера, способные выполнить резьбу по камню.
Дворец над морем
22 апреля 1962 года — в 92-ю годовщину со дня рождения Ленина дворец торжественно открыли! Галина Торохова до сих пор помнит свои эмоции, когда в 66-м вместе с родителями переехала в Севастополь из Николаева и пришла сюда в хореографический ансамбль «Счастливое детство».
В 1975 году Галина Михайловна снова сюда вернулась, только уже педагогом, и встретила будущего мужа, он вел авиамодельный кружок. Сегодня здесь занимаются почти 3,5 тысячи детей. В здании 136 помещений, но занятия проходят лишь в 38. В остальных хранят декорации и костюмы.
Дворец в ожидании реконструкции: нужны не только современные системы хранения типа мебельных пантографов — необходимо менять стеклопакеты и систему отопления, ремонтировать крышу и морской фасад, который находится уже в аварийном состоянии. И спустя 70 лет новому архитектору предстоит составить проект восстановления здания. Севастопольцы просят вернуть на крышу статуи. Какие — мнения разделились: одни за пионеров, созданных Станиславом Чижом, другие — за античных героев Александра Вейзена.
Александр Зубарев предлагает следовать течению времени и слева поставить римскую колесницу, а справа — пионеров, чтобы подчеркнуть преемственность эпох. Тем более, что события, происходившие в этом здании, созвучны с историей страны в первой половине 20 века. Построенное при Российской империи, оно пережило две мировые войны, революцию, смену политического строя, меняло назначение и названия, но так и осталось одним из самых величественных в городе — дворцом над морем, как в 1962-м назвали его севастопольские журналисты.
Ольга Щирица, Александр Попов, Инна Лисинец