Как в Севастополе создают уникальные платформы для исследования морей и добычи полезных ископаемых


Инженерная мысль, объединяющая всю Россию. Почти шесть десятков лет проекты уникальных сооружений для изучения морей и добычи полезных ископаемых создают в Севастополе! На счету конструкторского бюро «Коралл» десятки работ — стационарные платформы, буровые установки с разным функционалом и плавучие краны.
Один из последних объектов — платформа в Каспийском море. Над ним работали с 2018 года. И спустя пять лет такой объект, только больше в 200 раз, стоит на месторождении имени Грайфера. Первые результаты работы платформы уже в Севастополе! В этой ёмкости нефть, добытая в Каспии.
Платформа, весом 11 тысяч тонн, спроектирована так, чтобы выдерживать сложные погодные испытания. В их числе шторма и бури, которые случаются раз в столетие. За решением этих задач — труд десятков специалистов. Роман Власов руководит корпусным отделом предприятия. Занимался разработкой проекта как в Севастополе, так и курировал объект на месте эксплуатации.
В бюро рассказывают: здесь умеют работать с условиями всех морей, которые омывают Россию. Аналогов севастопольским проектам в мире нет. Объясняется это тем, что нигде больше таких условий не повторяется. Пример — один из ключевых проектов «Коралла» на сегодняшний день. Газодобывающая платформа на месторождении Каменномысское-море. Она станет первой в мире, работающей далеко за полярным кругом. Причем рядом с установкой возведут и жилые блоки. Всё для того, чтобы объект работал нон-стоп. Без ограничений в сезон, когда навигация невозможна.
Опыт работы на крайнем севере у компании большой. В 2007 году в Баренцевом море заработал стационарный морской отгрузочный причал «Варандей». Он известен на весь мир. В книге рекордов Гиннеса про него отдельная глава — как про самый северный нефтегрузочный причал.
Круглый год к нему могут швартоваться танкеры, причем бесконтактно. Процесс контролирует поворотная башня, которая подстраивается под погодные условия. Все эти процессы испытывали заранее на моделях в ледовых бассейнах. И когда к платформе пришли столетние льды — беспокойств за её сохранность в бюро не возникло.
В Севастополе многие объекты не только проектировались, но и строились. Во времена СССР здесь строили все плавучие краны для нужд Союза. Сейчас на Севморзаводе эта работа продолжается, но в меньших объемах.
Представить 400 тонн в знакомых величинах несложно. Например, один катер, который ходит по севастопольской бухте, весит чуть больше ста тонн. Значит, за раз основной гак крана сможет поднять три катера. А ещё четыре, в теории, могли бы уместиться на палубе. По проекту, она должна выдерживать до пятисот тонн.
Сейчас этот кран на финальном этапе строительства. И несмотря на то, что работа проектировщиков здесь закончена, специалисты бюро продолжают авторский надзор. Одна из их задач — следить за всеми циклами жизни их объектов.
Одновременно идёт работа над новыми глобальными проектами. Одно из них — освоение Северного морского пути. По плану развития, до 2035 года КБ «Коралл» разработает для него вертолетный комплекс и плавучее общежитие.
Ольга Чернецкая, Антон Терёшкин, Анастасия Пипенко