Кто выбрал форму пирамиды для Свято-Никольского храма, рассказали в Севастополе
Пасхальный храм с радостным звоном
Звонарь Свято-Никольского храма Константин Ивницкий бьет не в колокола — на звоннице корабельные рынды.
Пасхальным храм называют из-за его формы. Это и русская творожная пасха, и греческий поминальный пирог, и стог пшеницы, и египетская пирамида, символизирующая вечность. Такие храмы есть в Москве, Петербурге, Казани — они воздвигнуты по канонам Русской православной церкви, просто нам привычнее круглая форма с барабаном и куполом.
Кто придумал для храма-памятника форму пирамиды?
В большинстве исторических справок архитектором храма значится Алексей Авдеев. Он действительно руководил строительством, и окончательный проект принадлежит ему, но эту форму пирамиды для храма-памятника предложил Андрей Штакеншнейдер, автор проектов нескольких петербургских дворцов, павильонов и Львиного каскада в Петергофе. Только до освящения храма он не дожил пять лет.
Эта уникальная для Крыма форма и статус памятника спасли храм от уничтожения в советские годы. На стенах внутри и снаружи — мраморные доски с названиями частей и именами погибших защитников Севастополя, у подножия — братские могилы. Старое кладбище на Северной стороне для погребения убитых в сентябре 1854 года, когда боевые действия в Крыму только начинались, выбрал вице-адмирал Владимир Корнилов. Он руководил обороной города.
Военный инженер Эдуард Тотлебен, гений подземной войны завещал похоронить его здесь. Тела солдат и офицеров сюда привозили и спустя десятилетия после окончания обороны города: потомки исполняли завещания защитников Севастополя.
Храмы как поминальные книги
Алексей Авдеев одновременно строил два храма: Никольский и Свято-Владимирский на Центральном холме. Архитектура разная, но внимательный взгляд найдет общие черты. Вот окна Владимирского собора, а это — уже Никольского храма. Главное сходство в том, что они оба посвящены героям Крымской войны. Только собор — это усыпальница адмиралов: Лазарева, Нахимова, Корнилова, Истомина — а Никольский храм, по мнению Вадима Прокопенкова, можно назвать солдатским. За два этих проекта и их трудное, долгое воплощение в жизнь Алексей Авдеев без всяких экзаменов получил звание академика архитектуры. Владимирский собор строился 20 лет, Никольский — 13. В архиве сохранился альбом Авдеева с рисунками интерьера — архитекторы того времени были настоящими художниками.
Правда, жива в Севастополе легенда, что два этих храма связаны туннелем, вырытым под Севастопольской бухтой. И академиком Авдеев стал за комплекс секретных подземных сооружений. Но ни доказать, ни опровергнуть эту информацию пока нельзя. Подземные галереи в Никольском храме есть, но пройти по ним уже невозможно, и исследовать их должны специалисты, считает отец Георгий. Некоторые загадки помогают разгадывать архивные документы. Так фотохудожник, создатель Телеграм-канала о Никольском храме «Голгофа России» Анастасия Кузнецова ни одну неделю провела в московских архивах. Изучив план 1890 года, поняла, что подняться наверх израненные воины, ветераны первой обороны могли по более пологим дорожкам, чем мы идём сейчас. И поиски привели Анастасию к тому месту в каменной ограде, где в XIX веке была калитка.
Приходится идти сквозь кусты, не выпуская из поля зрения храм, чтобы найти остатки камней этой мощёной аллеи. На плане 1890 года видно, что дорожка вела к двум лестницам, взбирающимся на холм. Озеленяли эту территорию два ботанических сада: Никитский и Одесский. Был здесь и свой садовник: развалины его дома, который он делил со сторожем, можно увидеть справа у центрального входа на кладбище. Ступени парадной лестницы зарастают и разрушаются, крошится мрамор памятников, исчезли бюсты героев с могил и семи трофейных пушек, стоявших в ряд на шестиугольной площадке на вершине холма.
Чёрные страницы истории
Самым страшным временем в истории храма стала Великая Отечественная война. В июне 1942 здесь шли тяжелые бои. Со звонницы, откуда видна вся Северная сторона и бухта, фашисты корректировали огонь артиллерии. Наши моряки отвечали с крейсера «Красный Кавказ», и один из снарядов попал точно в цель.
Так и лежал он до начала 70-х, пока мастера спорили, как восстанавливать крест. В итоге скрепили штифтами и установили с помощью вертолёта. Треть века он простоял, но в 2010 году обрушился один из фрагментов. Новый крест заказали в Екатеринбурге, благодаря помощи моряков. Восстанавливать пришлось не только крест, но и всё внутреннее убранство: на мраморные доски заново наносить позолотой имена защитников и названия частей, иконы, выложенные в XIX веке венецианской смальтой, дополнять нашей, ломоносовской. Пока храм не действовал, сюда наведывались кладоискатели.
Конечно, настоятель хотел бы привести и всю территорию кладбища к тому благоустроенному виду, какой открывался перед российскими императорами. Члены царской семьи не обходили это священное место своим вниманием.
Под присмотром Дома Романовых
Александр Второй после Крымской войны посещал Братское кладбище, лично утверждал проект строительства храма-памятника. Младший брат императора великий князь Константин Николаевич присутствовал на церемонии освящения в 1870 году. Какому святому посвятить храм — вопрос даже не стоял, конечно, Николаю-Чудотворцу, покровителю мореплавателей. Внук Александра — Николай Второй почти во все свои визиты в Севастополь стремился отстоять службу в Свято-Никольском храме, пообщаться с ветеранами и сестрами милосердия.
Братское кладбище называют и Русской Голгофой, и всероссийской усыпальницей. Анастасия Кузнецова проводит параллели с Иерусалимом: этот некрополь напоминает ей Елеонскую гору. Чтобы усилить сходство, Анастасия решила посадить здесь оливковые деревья.
И этот храм, и Владимирский собор созданы как поминальные книги, считает историк Вадим Прокопенков, поэтому на стенах, кроме традиционных сюжетов из Ветхого и Нового Заветов, фамилии, чины защитников, названия воинских соединений, которые отстаивали Севастополь.
Кладбище растёт: рядом с участниками двух оборон Севастополя — моряки, погибшие в мирное время на линкоре «Новороссийск», подводных лодках «Комсомолец» и «Курск». На самой вершине холма — 12-метровая фигура матроса с опущенным в знак скорби флагом. И, наверное, самое главное, что может сделать Родина для сыновей, павших за неё в разные века, так это хранить память о них.
Ольга Щирица, Виталий Козловский, Светлана Баева