Театр имени Луначарского: от замысла до воплощения
Придумали, но не построили
Если бы послевоенный Севастополь восстановили по плану Григория Бархина, то главный городской театр выглядел бы иначе. Ещё более торжественным, чем нынешнее здание, но при этом и тяжеловесным. Его проект создал человек, имя которого в нашей стране знает каждый архитектор — Иван Жолтовский. К середине 40-х он уже был академиком и признанным мэтром советской архитектурной школы, работающим в стиле неоклассицизма.
Вот оно — севастопольское несбывшееся из фондов музея обороны. По фасаду — 21 колонна с пышными коринфскими капителями и статуями на крыше. Два монументальных яруса оправдывают двойное назначение здания.
Но времени и денег на возведение этого грандиозного сооружения после войны не было, слишком много всего нужно было восстановить в Севастополе — и от концертного зала отказались. Создать новый проект поручили Валентину Пелевину, московскому архитектору, который до 1941 года работал в Управлении строительства Дворца Советов на месте взорванного Храма Христа Спасителя и проектировал большой зал — в виде амфитеатра на 21 тысячу мест. Всё это тоже осталось в несбывшемся.
Проектом театра на восемь тысяч квадратных метров Пелевина было не напугать. Для сравнения, площадь Дворца Советов была больше в 11 раз. Валентин Васильевич создал продуманное здание, удобное не только для зрителей, но в первую очередь для цехов и актеров — с довольно просторными репетиционными залами и гримерками, куда потом поместились душевые кабины.
Под покровительством «богини Луначарской»
Николай Нечаев стал для нас проводником по закулисью — он интересуется не только историей здания, но и всей технической составляющей, без которой не будет магии театра. Как раз из полукруглого окна бутафорского цеха в неожиданном ракурсе открывается «богиня Луначарская», так называют её севастопольцы. Это не Мельпомена, как можно было бы подумать. Для города, пережившего две героических обороны, была отлита статуя Ники — богини Победы. Модель создана в мастерской Георгия Мотовилова, автора памятника Чехову в Ялте и многих скульптур Московского метрополитена. Но это уже, как говорится, вишенка на торте. Установку Ники и закладку первого камня в основание театра разделяют семь лет. Его торжественно заложили 30 апреля 1950 года.
Из воспоминаний начальника участка Софьи Алмазовой: «Ветеран сцены, заслуженный артист РСФСР Михаил Викторович Горский опускает в котлован свинцовую плиту, на которой выбита дата закладки театра, имена будущих строителей, авторов проекта. В контейнере подается бетон. С этой минуты начинается строительство. Такой интересной и сложной стройки, как сооружение драмтеатра в Севастополе, у меня не было. Не скрою, было страшновато: а вдруг не справлюсь?»
13-метровый поворотный круг сцены был смонтирован таким образом, чтобы двигаться в трёх режимах: медленно, быстро и в среднем темпе. Он запускается с пульта помощника режиссёра.
Давайте вспомним: проект театра создавался в конце 40-х, на старте гонки вооружений. США уже испытали и применили в Японии ядерную бомбу. И здание с массовым пребыванием людей не могло быть сдано без убежища, причём противоатомного: с герметичными дверями, системой тамбуров, фильтро-вентиляционными установками, чтобы укрывшиеся могли избежать радиоактивного заражения.
Система в рабочем состоянии: несколько лет назад фильтры поменяли. Никто тогда не думал, что убежище будет использоваться по прямому назначению. Во время ракетной опасности спектакли прерываются, и зрители, артисты, работники театра спускаются под землю. Количество стульев рассчитано на аншлаг в зрительном зале. В конце 40-х была запроектирована и противопожарная система: у театра есть собственное хранилище воды. И его объём тоже был рассчитан советскими инженерами.
Итальянская дуга и театральное светило
При взгляде с проспекта Нахимова открываются четыре этажа, но на самом деле их семь. Это становится понятно, если смотреть со стороны моря: здание построено на перепаде высот.
В зрительном зале 696 мест, и проектировщику нужно было рассчитать, чтобы с каждого было видно и слышно происходящее на сцене. И здесь Валентину Пелевину снова помог опыт работы над большим залом Дворца Советов. Сейчас монтируются декорации к «Мастеру и Маргарите» — вечером Николай Нечаев выйдет на сцену в образе Воланда.
Отдельного внимания в зале заслуживает люстра, изготовленная на Московском заводе художественного литья и обработки металла. 120 ламп. Хрусталь и бронза. Она предназначалась для Московского метрополитена, а в итоге стала театральным светилом — так её называют те, кто каждый год в начале нового сезона возвращает люстре её сияние.
В августе 1957-го накануне открытия театра в газете «Слава Севастополя» вышел репортаж-экскурсия: «Хрустальные люстры, канделябры, бархат и позолота — всё это несомненно поражает своей красотой. Потолок расписан чудесными фресками, причём рисунки их выполнены так, что создают впечатление объёмности, рельефности. Вот поднялся тяжёлый железный противопожарный занавес, и мы увидели сцену. Это большая гладкая площадка, величина которой достигает 400 квадратных метров».
Большой концертный зал под крышей, как в проекте Жолтовского, драматическому театру, может быть, и не нужен, чтобы не смешивать виды искусства, но о третьей сцене здесь уже задумались. Под вторую — малую — переделали одно из помещений, когда директором театра был Вадим Елизаров. Новым театральным пространством могли бы стать помещения бывшего ночного клуба, в украинские времена работавшего в цоколе здания.
Здания-предшественники
История здания начинается с апреля 1950-го года, с закладки плиты, но сам театр, конечно, старше. В народном музее, расположенном у входа на второй ярус зрительного зала, выставлен приказ начальника городского управления культуры от 2004 года считать датой основания учреждения 15 сентября 1911 года. Именно тогда на Приморском бульваре торжественно открыли Большой художественный театр «Ренессанс». Здание круглой формы, потому что изначально строили его как скейтинг-ринг. В начале XX века модным развлечением стало катание по кругу на роликовых коньках. Здесь же выступали и приезжие артисты, самый известный из которых, пожалуй, Александр Вертинский. «Ренессанс» ещё называли зимним театром — летний уже существовал.
В народном музее собраны предметы, связанные и с тем, и с другим. Шаляпин, например, в «Ренессансе» никогда не выступал, только в летнем театре или на эстраде «Ракушка», но один из самых драгоценных экспонатов музея — преподнесённая певцу муаровая лента от Благородного общества народных университетов Севастополя.
Вообще театр мог претендовать и на ещё более раннюю дату — 1842 год, когда антрепренёр из Малороссии Даниил Жураховский построил в Севастополе в районе нынешней площади Ушакова каменное здание театра. Выбор места по соседству с 4-м бастионом и погубил это здание в Крымскую войну. Восстанавливать его не стали.
Но благодаря тому, что строилось оно при участии флота и адмирала Лазарева, то включить его в свою историю логичнее было бы другому театру — имени Лавренёва. Вообще, если отойти от всех предшественников, то учреждение культуры под названием драматический театр имени Анатолия Луначарского появилось в Севастополе в декабре 1920 года, после установления советской власти.
Советский ренессанс Леонида Собинова
Когда здесь ещё стояла армия Врангеля, в город приехал Леонид Собинов, бывший директор Большого театра России. Его сыновья — к тому моменту уже 20-летние — были белогвардейцами. Младший месяц назад умер от ран в Мелитополе, старший хотел из Крыма уехать в эмиграцию. Леонид Витальевич, чей тенор звучал с оперных сцен Милана, Мадрида, Берлина, Парижа, наверное, нашёл бы работу в чужой стране, но он не поехал с сыном, а остался в Севастополе.
Леонид Собинов пришёл в городской ревком, и его назначили начальником подотдела искусства при отделе народного образования. Советский театр, в отличие от дореволюционного, должен был не развлекать и зарабатывать деньги, а просвещать и воспитывать. В свое время Собинов окончил юридический факультет МГУ, и образование позволило ему заняться организационной работой: как общественник он создал клуб и народную консерваторию, а как чиновник — театр, получивший имя в честь наркома просвещения молодой советской республики.
О здании «Ренессанса», в котором открылся театр имени Луначарского и появилась первая постоянная труппа, напоминают только подземные туалеты напротив Аквариума. Новая война лишила город ещё одного театрального здания. После Великой Отечественной при обустройстве Приморского бульвара не стали восстанавливать дома на чётной стороне проспекта Нахимова, тем более, что в круглом скейтинг-ринге потребности уже не было. А в полноценном здании театра — была.
Актёрской труппе, которая после освобождения Севастополя давала представления в кузове машины, летом 1945-го выделили зал в здании Главпочтамта на Большой Морской.
Уже тогда директор театра Борис Горский — важно не путать его с актёром Михаилом Горским — начал собирать экспонаты для будущего народного музея и ходатайствовать о строительстве нового здания. Его возводили семь лет.
Одним из первых посетителей — за три недели до официального открытия — стал маршал Советского Союза Георгий Жуков. Экскурсию для него проводила Софья Алмазова. Кто, как не она, знал каждое помещение, каждую конструкцию в огромном здании? Торжественное собрание в театре 10 сентября 1957 года было для неё событием и радостным, и грустным одновременно.
Два десятилетия спустя из этих же строителей Алмазова соберёт уже реставрационную бригаду, и они вновь вернутся на знакомую стройплощадку к своему любимому детищу и, по воспоминаниям Софьи Дмитриевны, будут работать так же «легко и весело», как в 50-е.
Ольга Щирица, Виталий Козловский, Михаил Шурмель, Светлана Баева