Архитектурная матрёшка самого красивого из банковских зданий
Здесь решалась судьба последнего сражения Крымской войны
29 июля 1855 года в 10:00 в квартире начальника севастопольского гарнизона Дмитрия Остен-Сакена собирается военный совет. Крымская война в разгаре, армия союзников пытается прорваться в Севастополь. Командующий русскими войсками в Крыму князь Горчаков предлагает перейти в наступление, с генералами он обсуждает будущее сражение, которое войдёт в историю как Чернореченское.
На кадрах из фильма «Оборона Севастополя» военный совет ещё с участием Владимира Корнилова, но они передают, с каким жаром спорили военачальники на таких совещаниях. К 29 июля уже не будет в живых ни Корнилова, ни Истомина, ни Нахимова. Сам Остен-Сакен уже не верит, что защитникам гарнизона удастся переломить ситуацию, и предлагает немедленно отступить на Северную сторону, чтобы сохранить армию. Но в кармане у Горчакова письмо императора Александра Второго, а в нём строчки: «Я убежден в необходимости предпринять с нашей стороны наступление». Спорить с царём было не в характере командующего, и это высочайшее послание из Петербурга перевесило мнение полевых генералов.
Начало XIX века — купеческий особняк
Этот дом из числа тех, что Степан Самошин называет архитектурными матрёшками — то, что мы видим сейчас, уже третий облик здания. Графу Остен-Сакену оно не принадлежало, он лишь квартировал в двухэтажном особняке купца Алексея Красильникова, который во время Крымской войны предоставил свой дом военным. В каком году он был построен в этом престижном месте: на пересечении улиц Екатерининской и Адмиралтейской, образовав треугольную площадь, неизвестно.
Заведующая архивом Аппарата Законодательного собрания Севастополя Наталия Терещук, изучающая историю купеческих родов, предполагает: в 30–40-е годы XIX века. На тот момент в Севастополе было всего 2 тысячи строений.
Алексей и Иван Красильниковы были сыновьями мясопромышленника Максима Красильникова, приехавшего сюда с территории нынешней Брянской области. В начале XIX века он избрался в севастопольский магистрат — судебный орган купеческого сословия. Сыновья построили более успешную карьеру на госслужбе, чем отец. В 1837 году Алексей Максимович стал городским головой, а его брат избирался на эту должность вообще 4 раза.
Купцы занимались еще и благотворительностью: участвовали в строительстве Адмиралтейского Николаевского собора, Владимирского на Центральном холме, Херсонесской и Инкерманской киновий — так называли монашеские коммуны.
Часто бывает: дед предприятие основал, дети добились его расцвета, а внуки разорили. По истории семьи Красильниковых такая закономерность тоже прослеживается. Долгое время после Крымской войны дом стоял полуразрушенным. Сын Алексея Максимовича Пётр сначала сдавал в аренду восстановленный первый этаж, но потом ему пришлось всё продать.
Скорее всего, это дочь Алексея Максимовича, и её муж, по сути, выкупил родительский дом своей супруги.
Конец XIX века — доходный дом
На фотографии начала XIX века видно, что особняк не просто восстановили, а достроили ему третий этаж. Он становится доходным домом, где наверху в аренду сдаются квартиры, а внизу — торговые залы. Надстроить ещё и четвертый этаж для своих перформансов хотели участники художественного кружка «Среда», сохранился рисунок их проекта.
Одним из основателей этого кружка был известный в Севастополе фотограф Михаил Протопопов, в фондах музеев немало его открыток с видами города и портретов жителей, сделанных в фотоателье Протопопова. Так что до начала первой мировой в этом здании собирался творческий бомонд Севастополя.
Первая мировая — большевистское подполье
Каждая эпоха наложила свой отпечаток на здание — о первой мировой напоминает мемориальная доска: в оккупированном немцами белом Крыму действовал подпольный большевистский комитет. Его участники собирались в том числе и в этом доме, здесь жил Александр Вапельник.
Летом 1918 года он вернулся в родной Севастополь из Франции, где сражался в составе экспедиционного корпуса русской армии, да так самоотверженно, что получил орден Почётного легиона, высшую французскую награду. Выучил там язык, благодаря чему здесь начал вести агитационную революционную работу среди французских моряков. Вапельник хорошо знал и немецкий, потому общался и с солдатами германской армии — обсуждали политику и социал-демократические идеи.
В городском архиве хранится обоснование для установки на здании памятной плиты.
Советская власть дом муниципализировала, никаких частных магазинчиков и лавок в нём не осталось. Здесь размещались контора экспорта хлебопродуктов, Дортранс с гаражом и автомастерской во дворе. Если бы не Великая Отечественная война, мы и сейчас могли бы любоваться трёхэтажным особняком XIX века.
Восстановление после Великой Отечественной
Полуразрушенный, обгоревший после немецких обстрелов в 1942, к 1944 году он уже лежал в руинах. Если от соседнего здания — нынешнего дома №17 осталась хотя бы треть помещений, то процент сохранности этого комиссия оценила как равный нулю. Расчищать завалы здесь начали только в 1950 году, когда было принято решение, что именно на этом месте возведут новое здание Госбанка СССР.
Но в итоге здание возводили пять лет: и рабочих рук не хватало, и с подвозом стройматериалов возникали задержки — Севастополь тогда весь был одной большой стройкой. После войны город решили восстанавливать по кварталам, и здесь запроектировали единое пространство, где рядом с банком находились бы жилые дома для его служащих и пожарная для быстрого спасения денег и ценностей в случае возгорания.
Торжественное здание без лишнего декора
Здание банка спроектировала Антонина Шувалова. Задачу ей поставили непростую: фасад должен быть торжественным, но архитектурных украшений минимум, чтобы соответствовал цитата: «высокому званию советского банка». Для проектирования спецпомещений архитектору надлежало использовать старые подвалы с толстыми стенами, сложенными из бутового камня, и учесть перепад высот на двух улицах: Ленина и Мокроусова, тогда она ещё называлась Таможенной. А при купцах Красильниковых и вовсе Адмиралтейской.
В некоторых документах можно прочитать, что Антонину Шувалову вдохновила колоннада Графской пристани, но Марина Соловьёва показывает первоначальный проект, где колонн на входе всего 4, а две наполовину вошли в стены, и у них нет венчающей части — капителей, а вместо массивного карниза, похожего на крышку фортепиано, — портик с гербом Советского Союза.
Понятно, что от старых интерьеров, которые можно увидеть на фотографиях 70-х-80-х, остались лишь фрагменты, и чудо, что они пережили украинский период, когда здание переходило от одного банка к другому. Сохранилось советское панно в столовой. Когда-то для коллектива Госбанка здесь готовили обеды, сейчас это уже просто комната приёма пищи. С пачками денег кассиры и инкассаторы уже не фотографируются, большинство советских несгораемых шкафов в хранилище стоят пустыми: такого объёма наличности сейчас нет. Ещё лет 10 развития современных технологий, говорят в банке, и молодёжь вообще не будет знать, как выглядят монеты и бумажные купюры.
Наследие Шуваловой и Кумпана
Кроме фасадов здания банка и его интерьеров, Антонина Шувалова одновременно проектировала и соседний жилой дом. И здесь уже не придерживалась никаких строгих канонов.
Вместе с мужем Павлом Кумпаном Антонина Шувалова работала над восстановлением Севастополя 12 лет: с 1946 по 1958 годы, и, возможно, трудилась бы и дальше, если бы не башня жилого дома для работников хлебокомбината по улице Пушкина. Архитекторам хотелось, чтобы она перекликалась со шпилем Матросского клуба.
Как пишет профессор Московского архитектурного института и СевГУ Елена Овсянникова: «Однако, город, благодаря их настойчивости, приобрёл несравненный силуэт со стороны железнодорожного вокзала, при подъёме от него в центр». Антонина Шувалова и Павел Кумпан проектировали целый квартал между Центральным рынком и Комсомольским парком: и там тоже угловые башни.
Автор величественного дома с колоннами и античным портиком на площади у Малахова кургана — тоже Антонина Алексеевна. Мы знаем, какие здания она спроектировала, но ничего неизвестно о том, как сложилась её судьба после отъезда из нашего города. У каждого из её домов свой неповторимый и легко узнаваемый облик, но такой богатой истории, как у здания на улице Ленина, нет. Ему повезло с биографией и репутацией, с жильцами и владельцами и самое главное, что сведения о них история для нас сохранила.
Ольга Щирица, Виталий Козловский, Светлана Баева, Иван Фролов, Инна Худокормова