Что вывозили из Севастополя в XIX веке англичане и французы, а в XX – немцы
«Если ценности невозможно доставить в Германию, то они подлежат уничтожению» — указ, отданный рейхсфюрером СС Генрихом Гиммлером, хорошо описывает происходящее на полуострове, когда немецко-фашистские захватчики зашли в Крым и Севастополь. Армия Вермахта безжалостно разрушала города.
Под бомбами горели дома. А вместе с ними фотографии, книги, документы, картины. Всё, что так старательно создавал советский народ. Ценные вещи вывозили в Германию. Враг буквально распихивал редкие артефакты по карманам. Так, пострадала в том числе коллекция древних предметов в «Херсонесе».
Александр Тахтай работал в музее всю войну: прятал коллекции, защищал памятники городища. Больше месяца его вместе с коллегой Анатолием Приваленко пытали в концлагере под Симферополем, но в итоге отпустили, и он вернулся пешком в Севастополь, чтобы вновь заступить на охрану «Херсонеса». Несмотря на все старания, заповеднику был нанесён ущерб на сумму, превышающую семь миллионов советских рублей. Во время обороны города пострадала и Панорама. В конце июня 1942 года здание было разрушено бомбёжками. Легендарное полотно Франса Рубо загорелось. Черноморцы и рядовые жители смогли спасти около 40 фрагментов живописной картины.
Франс Рубо изобразил штурм Малахова кургана и Корабельной стороны в июне 1855 года. Тогда в ходе Крымской войны город, который совсем недавно начали застраивать и благоустраивать, превращался в руины. Тогда Севастополь грабили англичане и французы. Не гнушались даже металлическими дверными ручками. Выламывали каменные барельефы со зданий. Сильно пострадало Морское собрание, которое тогда находилось на Екатерининской площади, на месте будущего мемориала героической обороны города.
Огромные барельефы, украшавшие фасад здания, делили на части и вывозили на кораблях французского и английского флотов. Преступления союзных войск зафиксированы на литографиях и даже фотографиях.
А вот так до Крымской войны выглядела одна из первых в России Морских библиотек. Здание построили в конце 1840-х годов на Центральном городском холме. В первую оборону Севастополя под угрозой вторжения вражеских войск книги отправили в Николаев. А вот музейные экспонаты, среди которых огромный макет корабля «12 апостолов», были уничтожены.
На литографии, созданной Уильямом Симпсоном в 1855 году библиотека изображена горящей. Поджог сооружения был сигналом для русских войск к отступлению на Северную сторону города по понтонному мосту. Здание было уничтожено полностью. Единственное, что сохранилось до наших дней — это башня ветров, которую, как и прежде, украшают барельефы с символами ветров разных частей света. Но теперь она будто затерялась среди многоэтажек.
Здание Морской библиотеки украшали шесть двухметровых статуй. Это музы — покровительницы искусства. А парадный вход охраняли сфинксы — символы мудрости. Но обращаясь к литографии 1855 года чётко видно, мраморных изваяний на своих местах уже нет.
Мраморные произведения искусства со здания морской библиотеки до сих пор находятся в Париже. Главная муза Каллиопа в Люксембургском саду, а сфинксы — в Тюильри. Их приравняли к садовым скульптурам, и на сайте Лувра в графе «История создания» они числятся как военные трофеи. Ещё один похищенный предмет, представляющий историческую ценность, так называемый Туманный колокол в «Херсонесе».
В 1912 году его удалось вернуть на родину. Судьба остальных 12 колоколов осталась неизвестной. Установить точный список вывезенных ценностей, как и вернуть ту часть, о которой знают специалисты, невозможно. Но если прислушаться, эхо войны можно услышать, прогуливаясь по парижскому бульвару, который назван в честь Севастополя.
Анна Кирщеня, Наталия Бабкевич