• Канал Яндекс Дзен
EUR 00,00
USD 00,00
CNY 00,00
ГлавнаяОбществоАртём Варгафтик впервые приезжает в город-герой с новым циклом Севастопольского театра оперы и балета «Музыкальные истории»

Артём Варгафтик впервые приезжает в город-герой с новым циклом Севастопольского театра оперы и балета «Музыкальные истории»

24.04.24 13:27
21 мая известный музыкальный критик, телеведущий Артём Варгафтик впервые приезжает в город-герой с новым циклом Севастопольского театра оперы и балета «Музыкальные истории». В преддверии этого события Артём Михайлович дал интервью нашей компании.
Фото: из личного архива А.М. Варгафтика

Перед этим напомним, что в первой «Музыкальной истории» 21 мая на сцене Севастопольского центра культуры и искусств выступят Александр Гиндин (фортепиано), заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов, кавалер ордена «За заслуги в культуре и искусстве», международный художественный руководитель Шведского королевского фестиваля в Стокгольме и арт-директор фестиваля «Приношение Кнушевицкому» в Саратове, а также Равиль Ислямов (скрипка), многократный лауреат Международного конкурса им. П. И. Чайковского. Ведущим будет Артём Варгафтик.

Во время второй «Музыкальной истории» 23 июня к Александру Гиндину и Артему Варгафтику присоединится народный артист Башкортостана Артур Назиуллин — один из самых востребованных кларнетистов России, солист Московской государственной академической филармонии, участник программ «Всероссийские филармонические сезоны» и «Звезды XXI века» Министерства культуры России.

— Артём Михайлович, впервые ли Вы приезжаете в Севастополь с выступлениями? По приглашению нашего строящегося Севастопольского театра оперы и балета впервые, насколько нам известно.

«Я никогда не был в Севастополе. Вообще из городов Крыма мне доводилось бывать только в Ялте. Мы там в 2010 году снимали для телеканала „Культура“ одну из передач цикла „Партитуры не горят“, про композитора Василия Калинникова. Он жил там, работал и умер. А всё остальное, действительно, как впервые».

— Как создавалась программа для этого цикла камерных вечеров?

«Каждая из программ нашего предполагаемого цикла — это очень интенсивная и напряжённая, любопытная, иногда весьма острая дискуссия. Главная проблема заключается в том, чтобы выбрать лучшее и вместить все это в рамки одного концерта. Когда-то меня в самом начале моей работы на радио учили, что информация — это прежде всего отбор. А музыка — это кроме всего прочего ещё и информация, причём очень концентрированная, сжатая, и в единицу времени её вмещается гораздо больше, чем, например, слов, когда вы слушаете концерт. Музыки, той которой можно было бы сыграть и непременно хотелось бы сыграть в каждом из этих концертов, во много раз больше, чем вы услышите, и основное, чем мы занимались, например, с Равилем Ислямовым и, разумеется, с Александром Гиндиным — это наше первое партнёрство на троих. Смысл этой дискуссии заключался именно в том, чтобы отобрать самое-самое. Ну, и нам кажется, что получилось».

— Предполагаем, что все композиторы, музыка которых будет исполнена на протяжении всех вечеров, Вами любимы и дороги. Но кто наиболее интересен для Вас?

«Вопрос о любимых композиторах, которые особо интересны или особенно дороги, это всегда самая опасная провокация. Прежде всего, потому, что каждый из них, конечно, интересен, любим и дорог по-своему, но главное — это проблема для нас, исполнителей. Ну и для меня, как для человека, который исполнителей представляет, заключается именно в том, чтобы не дать слушателям почувствовать, каковы наши предпочтения, наши личные вкусы и пристрастия. Но за исключением, может быть, такой возможности, как не включать кого-то, кого мы любим меньше остальных. Я могу вас заверить, что все авторы, чьи имена есть в программе, каждый в отдельности и каждый по-своему нам дороги и особенно интересны».

— Расскажите, пожалуйста, об инструменталистах, которые участвуют в этом цикле.

«Из участников этого предполагаемого цикла концертов, конечно, главный и, к тому же, постоянный — это пианист Александр Гиндин. Мой давний друг и партнёр. Мы очень давно и успешно с ним работаем. Каждый раз это что-то новое, каждый раз это нестандартные творческие задачи, которые, как правило, он ставит передо мной и значительно реже я перед ним. Но кроме всего прочего, для нас и творческой задачей, был выбор тех людей, которые могли бы представить самые распространённые, самые важные, ключевые в мире классической музыки сольные инструменты.
И, собственно, мы и выбрали в результате совместного обсуждения тех людей, которые, на наш взгляд, эти инструменты представляют наиболее ярко в современном исполнительском контексте, в современном мире классической музыки. Скрипач Равиль Ислямов — это совсем молодой музыкант, который только в прошлом году выиграл лауреатство на конкурсе Чайковского в Москве. И при этом он удивительным образом вписывается во всю ту классическую традицию скрипичного искусства, которую, собственно, продолжает. То есть, он и современен, и при этом абсолютно, как бы это сказать… Он классический музыкант в самом лучшем смысле этого слова. И вы в этом убедитесь, безусловно. У него с традициями, с уважением, знанием традиций всё настолько в порядке, что так просто не бывает в наши дни. Но каждое счастливое исключение из этого правила лишний раз его подтверждает. Традициям надо следовать, и тогда всё будет правильно. Уважайте старых мастеров и в голове у вас будет порядок. Так написано на здании Венского концертхауса словами Вагнера из оперы „Нюрнбергские Майстерзингеры“. И вот, пожалуй, это девиз, который мы бы поставили на программке и, может быть, даже на афише концерта с Равилем Ислямовым. Артур Назиуллин — это один из ведущих кларнетистов нашего времени, народный артист Башкортостана, художественный руководитель Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан.
Ну и, кроме всего прочего, замечательный музыкант высокого мирового класса. Поэтому кларнетовый репертуар и кларнетовая сторона нашего цикла будут действительно представлены на высшем уровне. Мы постараемся показать, насколько это большая и интересная история с развитием, как от Моцарта и его друзей, она дошла до наших дней и до XXI века, изменившись, но при этом оставшись точно такой же замечательной, живой, непосредственной, какой она была при рождении».

— Какая музыка в наши дни наиболее актуальна, на Ваш взгляд?

«Самая актуальная музыка —  та, которая наиболее успешно и легко пережила своё время. И дошла до нас без потери качества и понимания со стороны людей. Интуитивное понимание, которое не требует никакой особенной подготовки, никаких специальных знаний, никакой грамотности специфической. Это как раз та основа, на которой и держится контакт между классической музыкой и её современными слушателями. Вот кто понятнее, кто ближе к сердцу, кто способен живее и непосредственнее человека за живое задеть, вот тот и актуален. Я надеюсь, что именно в этом нам удастся наших слушателей убедить».

— Считаете ли Вы, что музыку надо именно объяснять, комментировать для лучшего понимания?

«Я совершенно не настаиваю на том, чтобы про каждое произведение, про каждое музыкальное явление что-то обязательно сообщать, рассказывать, доносить какую-то информацию. Иногда восприятие совершенно неподготовленное, с чистого листа, восприятие вот таким приятным сюрпризом, даёт очень интересные результаты, и люди откликаются. Но понимаете ли в чем дело? Музыка — это всегда часть жизни. И она именно потому и интересна, потому и важна, не только как некий поток красивых и симпатичных звуков, а как некое звучание со смыслом, что эта жизнь, она ведь и нас касается, и нас затрагивает, и для многих из нас продолжается та жизнь, та душевная борьба, те переживания, устремления, которые двигали авторами вот тех классических произведений, что мы услышим. И иногда что-то узнать, что помогает раскрытию замысла авторского, что ставит эту музыку в определённый не столько исторический, сколько человеческий контекст, вот это добавляет. Это довольно существенно может даже изменить восприятие музыки, если вы понимаете, чем человек жил, о чём он думал, что у него было в голове, на душе и на сердце. Именно это мы и постараемся до наших слушателей донести».

— Есть ли у Вас какие-либо пожелания нашим севастопольским зрителям перед этим циклом?

«Вы знаете, что касается особых пожеланий или, например, необходимости как-то специально готовиться к нашим встречам, а это именно встречи, живые личные моменты общения с музыкой, ну и с теми, кто, собственно, музыку будет исполнять. Я не думаю, что что-то нужно специально читать или наводить какие-то справки. В принципе, я для того и выхожу на сцену, чтобы избавить слушателей от этой необходимости. Это не театр, где действительно лучше заранее ознакомиться предварительно с содержанием оперы или балета. Единственное, может быть, с моей стороны это будет уж слишком просто, но, простите, иногда приходится и простые вещи тоже произносить вслух. Что касается разных предметов, которые люди, бывает, носят с собой, и эти предметы издают некоторые, казалось бы, тихие и незаметные в обычной жизни звуки. Я имею в виду не только мобильные телефоны и необходимость выключить их или обеззвучить во время концерта, но и шоколадки в обёртках из фольги или что-нибудь ещё, что может шуршать, шуметь. Это, прежде всего, из уважения к слушателям, ко всем остальным, кто будет находиться в зале, необходимо исключить. Ну и из уважения к самой музыке тоже. Потому что да, кроме того филармонического ритуала, который существует и который действительно предполагает, что Люди не издают никаких звуков, когда звучит музыка, и предоставляют ей необходимую тишину. Вот это пространство тишины, является естественным и абсолютно необходимым условием её выживания. Кроме этого, есть ещё и такой момент, как взаимное уважение. Он помогает слушателям стать именно публикой, аудиторией, когда разные незнакомые друг с другом люди всё-таки рано или поздно, если концерт удачный, то в конце него ощущают себя единым целым. Это интересный побочный эффект хороших исполнений, на который мы тоже рассчитываем. Мы очень надеемся, дорогие друзья, что вы почувствуете себя единым целым, почувствуете себя публикой, которая дышит вместе, которая вместе откликается, отзывается и реагирует на музыку, а музыка, поверьте, этого более чем достойна».



Комментарии
Минимальная длина комментария - 15 знаков.
Информация
Для комментирования требуется
Прокомментируйте и будьте первым!
Популярные новости
Киевский режим предпринял новую попытку атаковать СевастопольКиевский режим предпринял новую попытку атаковать Севастополь
16.05.24 09:49
Киевский режим предпринял новую попытку атаковать Севастополь
Минувшей ночью киевский режим предпринял новую попытку атаковать Севастополь с воздуха. Средства ПВО сбили пять американских оперативно-тактических ракет ATACMS с кассетной частью. В одном из садовых товариществ на Северной стороне осколки повредили два частных дома и автомобиль. Еще в одном в доме
Севастопольские школы приняли участие в пробном ЕГЭСевастопольские школы приняли участие в пробном ЕГЭ
15.05.24 21:55
Севастопольские школы приняли участие в пробном ЕГЭ
Севастопольские школы сегодня участвовали во всероссийской тренировке. Выпускники сдавали пробные экзамены по нескольким предметам, чтобы лучше подготовиться к ЕГЭ. Репортаж Олега Смирнова.
В Севастопольской школе искусств стартует приёмная кампания
15.05.24 10:38
В Севастопольской школе искусств стартует приёмная кампания
В Севастополе прошёл Межрегиональный чемпионат по лайфрестлингуВ Севастополе прошёл Межрегиональный чемпионат по лайфрестлингу
16.05.24 22:01
В Севастополе прошёл Межрегиональный чемпионат по лайфрестлингу
В Севастополе росгвардейцы встретились с выпускниками школы.В Севастополе росгвардейцы встретились с выпускниками школы
16.05.24 15:14
В Севастополе росгвардейцы встретились с выпускниками школы
Крымчанка убила сожителя и спрятала его тело
21.05.24 15:52
Крымчанка убила сожителя и спрятала его тело