• Канал Яндекс Дзен
EUR 00,00
USD 00,00
CNY 00,00
ГлавнаяКрымУченые КФУ обнаружили поселения позднего бронзового века в Крымском Приазовье

Ученые КФУ обнаружили поселения позднего бронзового века в Крымском Приазовье

24.04.24 10:00
Ученые Крымского федерального университета провели исследования в Караларском природном парке в керченском Приазовье и обнаружили поселение позднего бронзового века, которое ранее не было известно. Об этом сообщила заведующая отделом естественнонаучных методов в археологии Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма КФУ им. В. И. Вернадского, доктор исторических наук Татьяна Смекалова.
Ученые КФУ обнаружили неизвестные поселения позднего бронзового века в Крымском Приазовье
© Пресс-служба КФУ
Специалисты провели комплексные исследования, используя космические снимки, архивные аэрофотографии и целенаправленные раскопки. Для определения точного места раскопок ученые применяли магнитную съемку.
«Здесь очень много археологических памятников. Большое количество поселений, относящихся к античному времени, было открыто здесь еще с 50-х годов прошлого века. Все античные поселения находились на берегу моря, а глубинная территория парка оставалась неизведанной. Именно на ней мы сейчас и работаем», — рассказала Татьяна Смекалова.
Сначала ученые намечали перспективные места для нахождения поселений, определяя их по пятнам более густой травянистой растительности, видимым на весенних космических снимках. Затем с помощью магнитной съемки по положительным локальным аномалиям они выявляли кластеры полуземлянок, что позволяло предположить нахождение поселений позднего бронзового века.
Используя составленную магнитную карту, на одном из четырех открытых таким образом поселений ученые с большой точностью заложили раскопы размером 2×2 метра.
За два дня раскопок специалисты подтвердили гипотезу, основанную на результатах магнитной съемки. Они обнаружили поселение, состоящее из двух групп полуземлянок и загонов для скота.
«В том месте, в котором мы предполагали наличие помещения, оно действительно было найдено. Мы попали в центр полуземляночного помещения, в котором были обнаружены камни, которые, вероятно, относятся к облицовке полуземлянки, поскольку люди позднего бронзового века селились в углубленных в землю помещениях, стены которых облицовывали камнями. А в середине у нас показался каменный очаг», — добавила Татьяна Смекалова.
На площадке также работают специалисты Института физико-химических и биологических проблем Российской академии наук, которые разрабатывают концепцию биологической памяти почв, для чего ищут в образцах почвы следы земледелия, скотоводства и ремесел.
«Индикаторы древнего антропогенного воздействия сохраняются в почве 3,5–4 тысячи лет. Это — возраст самих памятников. В культурных слоях почвы мы делаем массовые анализы микробиологических, химических, физических показателей и пытаемся таким образом раскрыть информационный потенциал почв», — сообщил заведующий лабораторией археологического почвоведения Института физико-химических и биологических проблем РАН Александр Борисов.
После проведения исследований ученые Крымского федерального университета и Российской академии наук приступят к обработке полученных данных и сопоставлению их с уже известными находками данного периода на территории Крыма.