В СевГУ разрабатывают лекарство от рака
Учёные СевГУ готовятся в следующем году протестировать на мышах препарат для диагностики и лечения рака. В университете несколько лет идут параллельные исследования того, как эффективнее доставлять лекарство к раковым клеткам и как уничтожать опухоль с минимальным воздействием на здоровые ткани.

То, что делают учёные в лаборатории, ёмко объясняет аналогия из военной сферы. Высокоточное оружие поражает цель с минимальным воздействием вокруг себя. Цель этого исследования — найти способ убивать раковые клетки лазерным лучом. Будущее лекарство сами разработчики называют «три в одном». После введения в организм один из компонентов покажет на МРТ, где проблема. Другой поставит метку на клетке опухоли — для нанесения смертельного удара.
Анастасия Лантушенко, ведущий научный сотрудник лаборатории СевГУ «Биоресурсный потенциал приморской территории» «Здоровая и раковая клетка они отличаются по pH — по кислотности среды. И аптомер в здоровой клетке он развернут, и он не взаимодействует с рецептором, а в раковой клетке он принимает свернутую конформацию и, как ключик с замочком, взаимодействует с раковой клеткой»
Новизна метода как раз в аптамере — способном связаться с раковой клеткой коротком фрагменте ДНК. Их синтезируют ученые из СПбГУ. Снимки, полученные с помощью микроскопа в Севастополе, показывают — метод работает. Вот они, аптамеры — красным цветом — в связке с клетками рака шейки матки. Ядра клеток показаны синим.
Рядом другим микроскопом исследуют рак на прочность. Метод может применяться для экспресс-диагностики заболевания.
Андрей Мосунов, ведущий научный сотрудник лаборатории СевГУ «Молекулярная и клеточная биофизика» «Упругость клеточной стенки у здоровой клетки и у онкологической она разная, и при воздействии зонда сканирующего микроскопа она по-разному отзывается. Условно, накаченный мячик и подсдутый мячик — он по-разному будет реагировать на наше нажатие. Здесь то же самое только на микроуровне»
Атаковать раковую опухоль можно и привычным оружием — антибиотиком, обеспечив ему эффективную маскировку. Для этого используют немодифицированные наночастицы углерода. Метод «Троянского коня» объясняет профессор Максим Евстигнеев.
Максим Евстигнеев, директор Института перспективных исследований СевГУ «Лекарственный препарат, когда он попадает в кровь, он начинает действовать на живые ткани. Из-за этого у нас идёт выпадение волос. В нашем случае у нас появляются наночастицы, которые облепляют этот препарат. Этот препарат вот в контуре наночастиц движется по кровотоку, попадает в раковую частицу, проникает благодаря наночастицам внутрь и там раскрывается»
Через 4 года в вузе планируют выйти на клинические испытания метода. Но и он, и лекарство «три в одном» не универсальны, объясняют учёные. Обилие форм раковых клеток потребует адаптации. Впрочем, для победы в войне с болезнью нужно сначала победить в битве.
Олег Смирнов, Наталья Бабкевич, Юлия Славина — «Вести Севастополь»