Реконструкция Большой Морской: аргументы за и против

29.09.2019 10:56

Внимание всего города сейчас приковано к проекту реконструкции одной из центральных городских улиц - Большой Морской. Деньги на это выделяет правительство Москвы - около двух миллиардов рублей. Проект вызвал бурные дискуссии, поэтому власти Севастополя обещают, что окончательное решение будет принято с учетом мнений всех жителей города - пешеходов, автомобилистов, владельцев велосипедов и других видов экологичного транспорта. Раньше на Большой Морской уже меняли схему движения - на одностороннее. Теперь речь идёт о возможном сокращении полос для автомобилей.

Последние два года Александр Никулин по городу передвигается только на самокате. Много места такому транспорту не нужно, да и успеть можно гораздо больше. Но по закону человек на самокате -  пешеход, и должен двигаться по тротуару, что не всегда нравится тем, кто идёт пешком. Именно поэтому на улице и нужна велодорожка, говорит Александр.

«Есть мнение, что людей на велосипедах, самокатах мало, сейчас их будет становиться больше, и будет меньше автомобилей. Чтобы разъехаться, автомобилям нужно остановиться, понять, кто из них куда сейчас будет поворачивать - за это время человек на велосипеде, электросамокате уже уехал», - высказывает свои предположения Александр Никулин.

Но километр дорожки, которую предлагают проложить по Большой Морской, по мнению Александра Никулина, общую картину с городской велоинфраструктурой изменит не сильно. С другой стороны, говорят в региональном правительстве, с чего-то надо начинать: и в будущем полосу для двухколесного транспорта можно продлить. 

А вот председатель общественной организации "Дорожный контроль" Максим Машин считает, что сокращение ширины проезжей части за счет велодорожки приведет к транспортному коллапсу. И рекомендует оставить нынешнюю схему движения. В том числе и на площадях.

Площадь Ушакова станет турбо-кольцом

По замыслу разработчиков проекта, на Ушакова будет организовано так называемое турбо-кольцо. Такая схема увеличивает пропускную способность почти на треть. Но подойдет ли для этого площадь Ушакова?

«Давайте представим, что будет здесь в часы-пик, когда транспорт идет в одну полосу, - рассуждает Максим Мишин. - Это концентрация транспорта в данный момент, здесь, именно в этой точке будет, плюс не забывайте, что в декабре открывается вокзал и здесь еще будет больше транспорта».

Схему турбо-круга в качестве эксперимента в середине октября введут на одном из городских колец. Но в целом оценить, будет ли работать проект, отраженный на бумаге, в реальности сложно.

«Должна быть тщательная проработка, а именно выполнено моделирование движения не только по Большой Морской, но и по всему кольцу. Не надо говорить, что на этом участке мы замедлимся, все-таки надо посмотреть, и мы попросили об этом разработчиков», - сообщил Игорь Титов, и.о. директора департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя.

На площади Лазарева появится новый сквер

Такое моделирование, возможно, позволит завершить дискуссию и о площади Лазарева. Пространство у ЦКБ "Черноморец", по мнению урбанистов, нужно использовать более рационально - сейчас здесь проезжает не так много машин. Парковку здесь предлагают оставить, как и сквозной проезд по правой стороне. А зеленую зону увеличить: сделать небольшой сквер. Движение на участке вдоль второго дома по Большой Морской при этом станет двусторонним, со спуска Шестакова можно будет сразу поворачивать налево. Но разъехаться автомобилистам, а тем более военной технике после парада 9 мая, будет сложно, уверен Максим Мишин. 

«Напротив желтого козырька сейчас то самое место встречи транспортных потоков. Опять же имеется один пешеходный переход, который фактически здесь действует и будет скапливать на этом пятачке транспортные потоки, идущие с основной дороги, с площади Нахимова и спуска Шестакова», - считает Мишин.  

Разработчики парируют: поток машин на Большой Морской умеренный, на спуске с Центрального холма намного меньше - это данные замеров, проведенных в июле. А причина заторов не в ширине улицы, а в перекрёстках. Улицы города 21 века, при этом, не только магистрали, но и общественные пространства - такова мировая тенденция. 

«Люди могут гулять, общаться, заходить в разные места, покупать кофе», - говорит Максим Стонт, руководитель отдела исследований и аналитики центра городских проектов "Штаб" г. Москвы.

Он уверен: важно уже моделировать не транспортные потоки, а поведение автомобилистов. Нет возможности для разгона - снижается аварийность. Чем меньше места для машин, тем меньше их будет. Особенно это важно для центра города.

«Проблема в том, что, когда ты стоишь в пробке, ты не только стоишь в пробке, ты ее создаешь, - объясняет Стонт. - Когда человек передвигается пешком или на велосипеде, использует общественный транспорт, который и так уже едет, его автомобиль не создает пробки, не загрязняет окружающую среду».

Сколько полос движения должно быть на Большой Морской?

В итоге от площади Лазарева до Ушакова может остаться две полосы - для личного и общественного транспорта, плюс ещё один ряд - встречный - от Ушакова до Адмирала Октябрьского. Заезжать на выделенную полосу можно будет только перед перекрестом или для объезда ДТП - этот момент в департаменте транспорта с ГИБДД уже обсудили. Часть водителей при этом будут двигаться медленно в поисках свободного места на парковке и задержат других. Но это еще один рычаг того самого моделирования поведения автомобилистов и стимул передвигаться на общественном транспорте.

Процесс, вероятно, будет сложным: сейчас множество автобусов и маршрутных такси далеки от современных стандартов. Но с каждым годом комфортного транспорта становится все больше. До конца 2020-го город закупит 105 автобусов и 75 троллейбусов. По контракту, обязаны обновлять парк и частные перевозчики. Модернизация всего транспорта займет около пяти лет.

Сквер на площади Ушакова будет реконструирован

Привести в порядок планируют и пешеходные зоны. Сквер в уже существующей зоне отдыха обустроят на площади Ушакова. Тротуарное покрытие заменят на гранитную плитку. Здесь появится скамья-амфитеатр, теневой навес с качелями, а еще - киоск-кафе. В центре сквера будет бить так называемый сухой фонтан, его площадь - боле ста квадратных метров.

Скамейки и другие объекты - современных или классических форм - установят и вдоль Большой Морской. Комфортнее отдыхать было бы в курдонёрах - своеобразных двориках между домами, считают севастопольские архитекторы. На архивных чертежах видно, как это видели те, кто восстанавливал город в сороковые годы прошлого века.  Эти пространства предусмотрели специально: чтобы узкая улица "дышала", а не выглядела как сплошной каменный коридор. Как говорит председатель союза архитекторов Севастополя Сергей Комаров, в архитектуре не может быть моды, но есть стиль. И он - в предлагаемом варианте благоустройства - контрастирует со строгим шармом городской архитектуры.

«Как о нем говорили? Город-адмирал в парадном мундире, с кортиком - и все это чувствовали, когда заходили. Он строгий, белый и так далее, а сейчас из него делают непонятно что! Я считаю, что проект не приемлем абсолютно!» - возмущается Сергей Комаров.  

По мнению председателя Союза архитекторов, центральное городское кольцо должно вновь стать единым ансамблем. Но уже сейчас скверы на улице Ленина в процессе ремонта приобретают новый облик, который не похож на тот, что заложен в проекте благоустройства Большой Морской. Спорными севастопольские специалисты считают и предложения по озеленению. Окончательное решение не принято, но известно: растения останутся, появятся и новые деревья, кустарники и цветы. На улицах и площадях станет светлее за счет обновления и установки новых фонарей. Провода спрячут под землю. Но можно ли начинать масштабные работы пока не решен этот своего рода "конфликт поколений"?

«Мы должны сделать точку сборки и оптимальный проект, но, опять же, мы не должны хвататься, при всем уважении, за проекты планировок 50-х годов, потому что жизнь изменилась, люди изменились, - высказывает свое мнение Михаил Развожаев, врио губернатора г. Севастополя. - Два миллиарда, которые предполагается пустить на реконструкцию, - это деньги, которые на дороге не найдешь, и любой город России сегодня с удовольствием воспользуется предложением Москвы».

Окончательное решение будет зависеть от горожан. Однако узнать мнение большинства не всегда можно даже на референдуме, не говоря уже об общественных обсуждениях. Тут роль сыграет, как заявил Михаил Развожаев, мнение большинства экспертного. На дискуссии глава города выделил еще месяц. В то же время, сейчас уже идет разработка проектов по реконструкции фасадов. Обсуждение этих работ с жителями Большой Морской, будет, возможно, еще более острым, ведь коснется не только общественного пространства, но и личного.

Вероника Андреева, Антон Кузнецов, Сергей Буторин, Михаил Шурмель и Екатерина Малунова

 

 

Реконструкция Большой Морской: аргументы за и против
Понравилась новость, поделитесь с друзьями: