Студенты со всей России провели подводно-археологическое исследование в Севастополе

12.11.2018 11:43

Студенты российских ВУЗов из Москвы, Томска, Казани, Курска, Ставрополя погрузились в настоящие полевые условия подводной археологии.

В свои 17 лет Давид Берлин провел под водой уже 500 часов. Это более 20 суток. Дайвер-археолог нашел для музеев Крыма новые экспонаты: древнегреческую амфору и несколько якорей Византийской эпохи. Но сегодня погружение учебное.

"Лично для меня это довольно простая, если говорить честно, экспедиция. Она будет небольшая, были случаи и в более экстремальных ситуациях и плохих погодных условиях", - рассказывает Давид. 

В воздухе и в воде +15 градусов. Такая погода идеальна для водолазов-археологов. На берегу работают студенты российских вузов. Многие в черноморской экспедиции участвовали и раньше.

"Крымская кругосветка" завершила второй этап полевых исследований. Учёные и преподаватели делятся опытом и вместе со студентами отрабатывают практические навыки.

"Немаловажно получать необходимые контакты с учёными университетов, учёными ведущих академических институтов РАН для того, чтобы строить свою дальнейшую карьеру для каких-то научных рубежей, это очень важно", - говорит начальник экспедиции Дмитрий Татарков.

Хотя экспедиция только моделирует условия реальных полевых работ, задачи решались вполне прикладные. В своем мастер-классе морской биолог Михаил Силаков рассказывает студентам, как от состава простейших организмов зависит рыбная промышленность страны.

"Рыба, в том числе промысловые виды рыб, питается планктоном, который находится у нас в воде. Часть этого планктона, как раз-таки светящаяся. И поэтому многие рыбы идут на свет, которые они издают. Это использует человек, добавляет некоторые источники света в сети, такой же, как излучают эти планктоны, чтобы рыба шла в сети", - объясняет Михаил Силаков, научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории "Морские биотехнологии и аквакультуры" СевГУ.

Помимо построения экономических прогнозов, участники экспедиции учились работать с предметами прошлых столетий. Настоящий робот-ученый "Марлин-350" способен выполнять несколько задач одновременно: начиная от подводной съемки и заканчивая биологическим исследованием морского дна. 

На подводном аппарате установлен специальный гидролокатор, который помогает определять место нахождения артефактов. После этого аппарат поднимает найденные предметы на поверхность. Но несмотря на внешнюю самостоятельность, роботом управляют пилоты с берега.

Процесс раскопок отображается на мониторе. За ходом работ следят нынешние и будущие специалисты.

"По заданию, ребята должны будут зафиксировать объекты, их маркировать, провести фото- и видеофиксацию. Они пройдут процесс подводно-археологических исследований на морском дне непосредственно в полевых условиях от начала и до конца", - рассказывает научный руководитель экспедиции Виктор Лебединский.

Такая "репетиция" поможет студентам лучше понять принцип работы профессиональных археологов. Вдобавок к раскопкам, участники преодолели Большую севастопольскую тропу, что стало финалом второго этапа "Крымской кругосветки". Позднее практиканты опишут результаты исследований в своих курсовых и дипломных работах, после чего их труды станут частью учебной литературы в российских вузах.

Екатерина Копыткова, Александр Соловьёв, Андрей Асташев

Студенты со всей России провели подводно-археологическое исследование в Севастополе
Поделиться: