Старейшее в мире судно. "Коммуна" отмечает 103-летие

18.11.2018 12:15

Идеальное место для уроков "живой истории" в Севастополе - это спасательное судно "Коммуна". Сегодня знаменательная дата. 17 ноября 1913 года оно было спущено на воду. Но историю корабля ведут от поднятия Андреевского флага в 1915 году, значит, возраст "Коммуны" – 103 года. Старейшее в мире судно, не просто на ходу, но и в отличном рабочем состоянии. Кто сегодня служит на "Коммуне"?

Музеи бывают разные, судно "Коммуна" с полным правом может претендовать на это звание, и уже является морским наследием России. Тем не менее, оно в отличном состоянии и уже готовится к учениям. 

От А до Я свой корабль знает матрос Владимир Толмачёв - служил на Коммуне более десяти лет. Сейчас уже на пенсии, но любимую работу бросать не хочет. 

"Легендарный корабль. Гордость нашей бригады", - говорит Толмачёв. 

История Коммуны действительно легендарная. После Русско-Японской войны наш флот обескровлен, вторая Тихоокеанская эскадра, состоящая из кораблей Балтийского флота, разгромлена при Цусиме. Перед Россией сложный вопрос: строить современные корабли, чтобы оставаться влиятельным игроком на мировой политической арене, или отступиться? Решение принимается в пользу строительства подводных лодок.

Первые же испытания и авария на подлодке "Дельфин" показывают: необходимо также придумать, как их спасать. Инженеры путиловского завода предлагают революционную для того времени конструкцию - катамарана. 1 миллион 700 тысяч рублей, небывалую сумму, выделяют из казны на строительство. На Коммуне, тогда судно называли Волхов, должно быть всё самое лучшее, и даже музыка.

Пока световые люки не были смонтированы здесь в кают-компании появился будущий свидетель событий всей нашей страны - фортепиано братьев Дедерихс, фабрика производила музыкальные инструменты с 1810 года. Ну а здесь действительно звучала музыка и провозглашались тосты за здравие государя императора.

Сварку в начале XX века ещё не использовали, всё судно - на заклепках. И даже сегодня та самая путиловская сталь - в идеальном состоянии, ни микротрещин, ни ржавчины, износ металла всего 10%. По легенде, сталь специально держали в болотах под Петербургом, но технология эта уже утеряна.

Сегодня судно оснащено новейшим аппаратом АС-28 - уникальный модуль может работать на глубине до 1 000 метров. Хотя в Тихом океане в 2005 году спасать пришлось сам аппарат: штатное погружение в одной из бухт обернулось настоящей спецоперацией.

"Обследовали затонувший объект, и данный аппарат застрял в рыболовном трале, люди просидели там около трёх суток, после чего спасательные силы Тихоокеанского флота провели успешную операцию, и аппарат смог произвести всплытие", - командир спасательного глубоководного аппарата АС-28 Владимир Матковский. 

Сегодня команда Коммуны - более 40 человек. Три года судном командует Сергей Попов, до этого служил на спасательном буксире. До сих пор помнит свои эмоции, когда первый раз поднялся по трапу.

"Напугало всё сначала, куча балок, куча всего, маневренные элементы судна, максимальная скорость судна всего 3,5 узла, для меня это вообще дико было", - рассказывает капитан спасательного судна. 

Но несмотря на такой тихий ход Коммуна в строю: участвует в прибрежных учениях по спасению подводных лодок, а статус "морского наследия России" позволяет надеяться - прослужит ещё долгие годы.

Ксения Егорова, Наталья Бабкевич

Старейшее в мире судно. "Коммуна" отмечает 103-летие
Поделиться: