В Крыму со дна моря подняли самолёт, прикрывавший Ялтинскую конференцию

27.09.2020 09:40 1428Оцените статью: -----
В Крыму со дна моря подняли самолёт, прикрывавший Ялтинскую конференцию

У берегов Крыма подняли самолёт, который участвовал в воздушном прикрытии Ялтинской конференции 1945 года. Истребитель «Аэрокобра» случайно заметили аквалангисты-любители. Понадобилось несколько лет, чтобы подготовить операцию по подъёму со дна Каламитского залива. Подробности этой операции в репортаже Ростислава Колмагорова.

На семиметровой глубине водолазы работали четыре дня. Освобождали от ила корпус истребителя. И вот долгожданное завершение сложнейшей инженерной операции: фюзеляж поднимают в районе пляжа посёлка Новофёдоровка. Любое движение требует предельной осторожности: вес фрагментов — 7,5 тонн.

Самолёт П-39 «Аэрокобра» впервые за 75 лет снова на суше. Его нашли на расстоянии 800 метров от берега по такому же курсу, как он сейчас лежит. Известно, что он заходил на посадку на военный аэродром в Новофёдоровке, но что-то пошло не так, самолёт упал в воду. Сохранилась передняя часть машины и два крыла. Эти элементы конструкции сделаны из дюралюминия, прочного сплава. Хвост из стальных трубок растворился в солёной воде.

«Время и море сделали своё дело. На этой глубине при хорошем шторме волна достаёт до „изделия“ и всё, что можно, она раскидывает, рвёт», — говорит водолазный специалист Александр Фоменко.

Самолёт считался очень надёжным, на такой модели летали асы Покрышкин и Речкалов. Истребитель поставлялся в Советский союз по ленд-лизу. Архивные документы помогли восстановить историю службы именно этой машины.

«Во время выполнения учебного задания лейтенант Шишкин доложил по радио о том, что у него вышел из строя двигатель. Он был вынужден совершить посадку на воду, — рассказывает Анатолий Калемберг. — Он остался жив, вышел из кабины и на спасательном плотике благополучно добрался до берега».

Двигатель, который так не вовремя отказал, можно детально рассмотреть. Удивительно, что за столько лет сохранились провода, шестерни и даже крышка распределителя зажигания с номерами цилиндров.

«Аэрокобра» отличалась от большинства истребителей Второй Мировой именно своей компоновкой. Двигатель находился за кабиной пилота. Это обеспечивало дополнительную защиту лётчику, самолёт имел более правильную развесовку и был более манёвренным. Крутящий момент от силовой установки передавался на винт через длинный вал и редуктор в носовой части, здесь же были мощные пулемёты.

Винт, кстати, обёрнут стальным тросом, и водолазы говорят, что этот крепёж здесь очень давно. Значит, про самолёт уже кто-то знал и погружался к нему.

«У кого-то были попытки его поднять, но это уже история тёмная, мы этого не знаем, — поясняет генеральный директор предприятия подводно-технических работ Ярослав Латорцев. — Мне сложно предполагать, у нас богатый опыт подъёма такой техники. Периодически встречаешься с разным отношением. Кто-то танки резал просто на металл, сейчас танки, к примеру, КВ-1 являются редкостью. Бывали случаи, подходишь, а поверх воды он просто срезан автогеном, а что внизу осталось — лежит там».

Специалистам предстоит изучить находку, а военным решить дальнейшую судьбу самолёта. История этого истребителя тесно связана с освобождением Крыма, и вероятнее всего, он останется здесь. В реставрированном виде или же в законсервированном «Аэрокобра» может стать очередным памятником Великой Отечественной войны.

Ростислав Колмагоров, Сергей Буторин

Понравилась новость, поделитесь с друзьями:

"Вести ФМ Севастополь"
Специальный проект «Первый по праву»
Читайте интересные факты о городе на сайте vesti92.ru
#первыйпоправу

Подписывайтесь на Вести.Севастополь в социальных сетях
InstagramОдноклассникиВКонтакте,
FacebookTwitter и Telegram.

Прямой эфир, выпуски и сюжеты Вести.Севастополь можно смотреть
на нашем канале в YouTube, а также прямо на сайте Live


Новости по теме