С севастопольским шиком: как создаются офицерские фуражки?
Александр Мозель про фуражку точно знает: она должна быть такой, чтобы о ее существовании на голове можно было забыть. Свобода мыслей и движения ее обладателя - его рук дело. Более сорока лет он создает фуражки с нуля. Считает, что головной убор, как и обувь - может рассказать о человеке почти все.
«В природе не бывает абсолютно круглых голов, - рассказывает Александр Степанович, - у кого-то вытянутая, у кого-то приподнятая, у кого-то выделяются лобные кости - это все надо учитывать».
Шитье и правильная выкройка - только часть искусства создания фуражек. Важна - каждая деталь, но главное - материал, из которого она шьется. Дождь и снег никогда не был страшен драп кастору - эта ткань отталкивает воду. Летний вариант - из тончайшей шерсти, голове в таком не жарко и не холодно.
У фуражек -особая конструкция, и об этом, похоже, знают только мастера, офицеры и их жены. Головной убор состоит из нескольких частей - об этом трудно догадаться, если видишь ее только на парадах. Сверху чехол, его можно снять -держится он за счет креплений. Если он не идеальной чистоты - спокойно можно постирать и просушить
На фотографии - Игорь Касатонов, командующий Черноморским флотом в 1991—1992 годах, в любимой севастопольской фуражке.
Эту деталь он вспоминает и сегодня с особой теплотой: «Конечно, основа всей формы - это фуражка. И мы, молодые офицеры всегда смотрели, в какой фуражке ходит Горшков. И так возникла фигура Мозеля Александра Степановича, который является настоящим мастером настоящей черноморской фуражки».
Севастополь до 90-х годов прошлого века славился своими мастерами. А сегодня эта традиция переместилась скорее в область воспоминаний у тех, кто курсантами на каникулы приезжал в Севастополь.
Как вспоминает преподаватель Черноморского высшего военно-морского училища имени Нахимова Дмитрий Макаров: «В последний день курсантского отпуска все курсанты, которые были местными, садились в поезд «Севастополь – Киев» вот с такими пакетами целофановыми, наполненными фуражками. Севастопольские фуражки, которые шили наши мастера, считались эталоном».
Сегодня униформа у моряков - офисного типа, другие ткани и подходы к форме - другое мышление, считает Александр Мозель. Мастер - не поклонник быстрых достижений, за каждой совершенной формой - часы и дни скрупулезного труда. Он продолжает сохранять верность своей уникальной профессии, а она у него в Севастополе теперь штучная. И таких фуражек уж точно больше нигде не делают.
Ксения Егорова, Михаил Шурмель, Александр Попов