В приюте лучше, чем дома? Социальные службы помогают пожилым севастопольцам
Драмы теперь только на страницах книг. Людмила Яковлева осваивает аппарат для чтения.
Спустя год, в её жизни вновь появилось место для хобби. Документы восстановлены, а домом стал интернат для престарелых и инвалидов.
«У меня слов даже не хватает от благодарности, об этом доме, как хорошо здесь, здесь как в раю, извините, это я от избытка чувств, я сейчас возьму себя в руки. Лучше, чем дома – я вам точно скажу, и заботы больше», – делится Людмила Яковлева.
Сдержать эмоции сложно. Год назад Людмилу Петровну нашли волонтёры в заброшенном дачном домике. Рассказали: после ампутации ноги, женщина неделю пролежала в холоде, без еды и воды. Отсюда, обессиленную, её эвакуировали спасатели. Затем было долгое лечение и постоянные мысли о том, что так и останется на улице. Идти было некуда, хотя у женщины есть сын.
«По семейному кодексу, дети обязаны ухаживать за родителями, как и родители за несовершеннолетними детьми, мы не можем давать оценку сыну, должны это делать соответствующие органы, он по мере необходимости, участвовал в решении каких-то проблем, но мы занимались, мы видели, что этот человек нуждается в нашей социальной помощи», – рассказала директор комплексного центра социального обслуживания населения Севастополя Наталья Авсейкова.
Соцслужбы помогли оформить документы, а место в интернате выделили особым распоряжением Правительства Севастополя. Такой же документ помог заселиться ещё 15 бездомным, говорят в департаменте социальной защиты. В доме престарелых они обрели и дружбу, и заботу, и новые увлечения: рисуют, поют, выезжают в театры и музеи. Для каждого – индивидуальная оздоровительная программа.
Для 184 человек целый спектр медицинских услуг: физиотерапия, массаж, а вот таким стоматологическим кабинетом, оборудованным по последнему слову техники, сегодня может похвастаться далеко не каждый дом престарелых в России.
В Севастополе по данным уполномоченного по правам человека Павла Буцая более двух тысяч бездомных. Около 20 человек, которым некуда пойти, сейчас остаются в больничных палатах.
По мнению уполномоченного по правам человека, детей, которые уехали и забыли о своих родителях или продали их жильё, нужно привлекать к уголовной ответственности. Но для этого нужны новые законы. Пока же, число бездомных в городе продолжает расти, помещение для социального приюта так и не найдено. А в доме престарелых принять всех не смогут.
«В интернат помещаются инвалиды первой и второй группы или граждане преклонного возраста – женщины старше 55, мужчины старше 60, которые утратили способность к самообслуживанию. Помещение граждан без определенного места жительства в дом интернат – это помещение в порядке исключения», – отмечает начальник управления социального обслуживания департамента труда и социальной защиты населения Севастополя Жанна Финогенова.
Для Людмилы Петровны такое исключение уже сделано. Она проходит курс реабилитации, а обиды на родственников не держит, передаёт привет внуку и надеется, что в день пожилого человека он все-таки придет в гости.
Алёна Давыдова, Наталья Бабкевич, Александр Попов