• Канал Яндекс Дзен
EUR 00,00
USD 00,00
CNY 00,00
ГлавнаяВ России светофорами будет управлять искусственный интеллект

В России светофорами будет управлять искусственный интеллект

05.08.20 09:42
Треть перекрёстков Севастополя подключили к интеллектуальной системе контроля дорожного движения. Такая технология прежде использовалась для регулирования на железных дорогах, а на автомобильных тестируется пока только в столице России и нашем городе. Как искусственный интеллект решит задачу пробок и каковы математические вероятности взлома системы или же восстания машин? Сценарии цифрового будущего в репортаже Ростислава Колмагорова.К светофору Сергей Волков подключается с обычного планшета. Таймер обратного отсчёта сигналов гаснет, электронный регулировщик ждёт команды оператора.«Внешний

Треть перекрёстков Севастополя подключили к интеллектуальной системе контроля дорожного движения. Такая технология прежде использовалась для регулирования на железных дорогах, а на автомобильных тестируется пока только в столице России и нашем городе. Как искусственный интеллект решит задачу пробок и каковы математические вероятности взлома системы или же восстания машин? Сценарии цифрового будущего в репортаже Ростислава Колмагорова.

К светофору Сергей Волков подключается с обычного планшета. Таймер обратного отсчёта сигналов гаснет, электронный регулировщик ждёт команды оператора.

«Внешний пульт управления — это мобильное устройство по управлению светофорами», — говорит начальник отдела безопасности дорожного движения ГБУ «Севавтодор» Сергей Волков.

Можно всем включить красный. Но не для того, чтобы, как мечтают многие горожане, сделать Севастополь закрытым, а, к примеру, пропустить карету скорой помощи. На момент эксперимента — середина рабочего дня основной поток машин — на въезд в город со стороны улицы Генерала Мельника. Логично будет этому направлению ненадолго задать приоритет.

Регулировать трафик можно не только вручную. Программа меняет циклы работы перекрёстка в зависимости от времени суток и количества автомобилей. Пока такая система есть только в Москве и Севастополе. Разработчик — фирма, которая прежде создавала комплексы управления железными дорогами.

Интеллектуальная система технического зрения видит все стороны перекрёстка. Картинка передаётся по защищённому каналу связи. Для этого инженеры стирают из памяти серийных видеокамер заводскую программу и устанавливают на них специальную, с высокой степенью защиты. Вмешательство из вне исключено, и не только на уровне цифровых интерфейсов.

«При открытии дверцы шкафа оператору приходит уведомление, ведётся видеонаблюдение. Максимум, что сможет сделать злоумышленник, взломавший систему, это — отключить светофор. При отключении он потухнет, водители будут продолжать движение по знакам приоритетам. И хаоса не случится», — пояснил мастер по светофорам ГБУ «Севавтодор» Андрей Мазнев.

Концепции «умного города» можно приписать много поверхностных аналогий с романом «1984» Джорджа Оруэлла. Поклонники антиутопии приводят цитату «Большой брат следит за тобой». Есть альтернативный вариант перевода этой фразы как «Старший брат заботится о тебе», более применимый к информатизации окружающей среды. Здесь технологии не нарушают личную неприкосновенность человека, а наоборот, возводят её в приоритет.

Спецпроект от севастопольского автодора, для пешеходов, которые смотрят не на светофоры, а в телефон, когда переходят проезжую часть — световая тротуарная плитка. Она дублирует сигналы светофора: зелёный, красный. Не заметить его, пройти мимо уже будет труднее.

Первую такую плитку подключат на переходе у школы № 6 в начале учебного года. Ещё один экспериментальный светофор недавно установили на площади Ушакова. Это первый подобный транспортный узел в городе, где совмещены кнопки вызова «зелёного» для пешеходов и регулирующая автоматика. Несмотря на то, что люди постоянно идут через перекрёсток и жмут переключатель — заторов нет. Программа распределяет время по принципу «каждому по потребностям».

Из центра управления движением за этим кольцом наблюдает Ярослав Станилов. На эту должность он попал необычным способом: оставил записку в светофорном ящике, где подробно рассчитал, как настроить фазы красного и зелёного на конкретном перекрёстке. Специалисты «Севавтодора» прочли обращение, изменили цикл работы светофора и поняли, что Ярослав прав. С тех пор он рулит движением в городе и точно знает, как подсчитать население Севастополя. Раньше техническую перепись населения проводили по объёмам производства хлеба. Сейчас этот показатель можно вычислить по автомобилям.

«Действительно, можно установить какие-либо взаимосвязи, исходя из того, какие номера на машинах установлены. Если 92-й и 82-й регион — там будет в среднем 1,8 человека на автомобиль. Если регион, который находится на материковой части России — там в летнее время будет 2,5 или больше человек», — рассказал главный специалист отдела организации работ по БДД «Севавтодор» Ярослав Станилов.

По этим коэффициентам можно приблизительно вычислить: зимой в городе находятся 600 тысяч человек, летом в два раза больше. Из-за трудовой миграции население увеличивается, при этом смертность на дорогах падает. Впервые нулевой показатель погибших зафиксирован в октябре 2018 года. Севастополь с 56 места в этом рейтинге безопасности поднялся до пятой позиции, затем вошёл в тройку лидеров. Впереди только Москва из-за высокой плотности населения и Ханты-Мансийск из-за малого количества машин в регионе.

«Это был приятный показатель. Но больше, наверное, не тщеславие это вызвало, а непосредственно то, что эффективность работы. Я понимаю, многим автомобилистам какие-то мероприятия по изменению разметки не нравятся, пешеходам не нравится переносы, не выполняем какие-то просьбы сделать пешеходный переход рядом, в конкретном месте, — заявил начальник отдела безопасности дорожного движения ГБУ «Севавтодор» Сергей Волков. — Работа выстраивается комплексно, начиная с асфальта и заканчивая, как художники рисуют разметку».

Треть перекрёстков города уже подключены к интеллектуальной системе управления. Когда информатизация завершится, управление поручат нейросетям. Машинному интеллекту предстоит решить сложные задачи: оптимизировать работу общественного транспорта, дать приоритет на дорогах экстренным службам и распределять трафик так, чтобы растущее население не стояло в «столичных» пробках.

Ростислав Колмагоров, Наталья Бабкевич




Комментарии
Минимальная длина комментария - 15 знаков.
Информация
Для комментирования требуется
Прокомментируйте и будьте первым!
Популярные новости