• Канал Яндекс Дзен
EUR 00,00
USD 00,00
CNY 00,00
ГлавнаяИстории в камнеХрам культуры: как адмиралтейский собор стал домом офицеров флота

Храм культуры: как адмиралтейский собор стал домом офицеров флота

11.06.23 09:40
В числе первых четырех зданий, заложенных в городе летом 1783 года, была часовня. Позже она стала адмиралтейским собором Святого Николая, где на протяжении 1,5 столетий крестили, венчали, отпевали и военных, и гражданских. Храм пережил Крымскую войну, но в современном Севастополе о нем уже ничего не напоминает. О судьбе первого городского собора мы расскажем в новой серии из цикла «Истории в камне».

Советские архитекторы были действительно мастерами своего дела. Как ни вглядывайся в дом офицеров флота, ни одна деталь на фасаде не намекает, что здесь был собор. Высокий, с огромным куполом. В истории, которую мы хотим вам рассказать, в XX веке соединились две линии — судьба первого в городе храма и офицерского собрания.

Что скрыто за стеклянным фасадом Дома офицеров флота?

Эти железобетонные ребра, фасад из стекла и алюминия — дань архитектурной моде 60-х. В совершенно нетипичном для белокаменного Севастополя стиле дом офицеров флота перестроил Исай Брауде. Фронтовик, награжденный орденом Красной Звезды, он приехал в наш город в 45-м. Своим проектом архитектор стер с фасада любые намеки на то, что здание изначально строилось как храм. Такие сооружения, которые несколько раз не просто меняли облик, но уменьшались или увеличивались в размерах, историк Степан Самошин называет архитектурными матрешками.

«Получается, что в этом месте здание расширилось в сторону улицы Ленина, и интересно, что все структурные части разновременные нынешнего ДОФа, они лучше всего видны сверху с высоты птичьего полета, потому что видны все эти крыши», — рассказывает Степан Самошин.

Но нет уже цилиндрического барабана, который венчался куполом, и на протяжении полутора столетий был виден из разных частей города. С этого места на улице Адмиралтейской в 1783 году началась история первого в Севастополе храма. Его освятили в честь Святого Николая — покровителя моряков. Ни основателя города Фому Мекензи, ни Екатерину Вторую, отстоявшую здесь службу, эти стены не помнят: до середины XIX века церковь успели дважды перестроить, но Крымскую войну они пережили. 

«Иногда втихаря, когда никто не видит, я просто захожу сюда, касаюсь стены и здороваюсь с этим зданием, потому что оно живое, — говорит Владимир Пискайкин, начальник Дома офицеров Черноморского флота. — Я понимаю, что это стены 1857 года, восстановленные после Крымской войны. Вот я сейчас говорю, вы слышите, какой громкий гулкий звук, а, представьте себе, что не было бы этих перекрытий, он бы уходил туда наверх, к богу!».

В 40-е годы XIX века перестроить ветшающий адмиралтейский собор решил командующий Черноморским флотом, военный губернатор Севастополя Михаил Лазарев. К 54 году храм был почти готов, но освятить его не успели — началась война, историки позже назовут ее Крымской. Из-за обороны Севастополя, защитники которого почти год удерживали у его бастионов лучшие армии Европы. Сильно пострадала алтарная часть собора, но сам храм выстоял.

«Насчет облика и архитектурного стиля собора дискуссии быть не может, — объясняет Степан Самошин, — это русско-византийский стиль, который набирал популярность в то время. Автор проекта — архитектор Василий Рулёв».

Колокол-пленник

Пока на Центральном холме не построили Владимирский собор, именно этот храм считался главным: в нем крестили, венчали, отпевали моряков и горожан. У историков есть предположение, что как раз здесь, в адмиралтейском соборе до Крымской войны находился знаменитый Херсонесский колокол.  

«Откуда такая версия про Николаевский собор? — рассуждает кандидат исторических наук Вадим Прокопенков. — Во-первых, в некоторых исторических книгах все-таки историки смело об этом заявляли, но мы хотели бы опереться на факты, и в коллекции нашего издательства появилась такая литография, датированная 1856 годом из английской газеты „The Illustrated Times“, там такой художник-рисовальщик был Юлиан Портч, так вот он всю улицу Екатерининскую назвал улицей колокола. Ну с чего бы?»

То, что угнанный в плен севастопольский колокол установили на соборе Парижской богоматери, сомнению не подлежит, но из какого храма его забрали? И это не единственная загадка колокола. Известно, что он был отлит в Таганроге в 1778 году — еще до присоединения Крыма — из турецких трофейных пушек. Но в архивах пока не найдены документы — а это было повеление императора Александра Первого — о передаче колокола в 1803 году новому южному форпосту страны — Севастополю. 

«Я думаю, что колокол могли передать именно в эту церковь Святого Николая. И если она была перестроена в 1800-х годах, то тогда, видимо, была отдельная колокольня, тем не менее не в самом храме он мог размещаться, должна была быть построена, — говорит Прокопенков. — И мы активно ищем доказательства в Санкт-Петербурге, которые бы подсказали нам, что здесь была эта колокольня».

В сентябре 1855 года после 349 дней осады русские войска вынуждены были оставить Южную сторону. Французы и англичане моментально разграбили город. Кроме мародерства, им просто нечем было здесь заниматься. Самые большие ценности защитники Севастополя успели вывезти, потому союзники не брезговали даже металлическими дверными ручками. Вот как эти события описывает Петр Алабин, участник Крымской войны, один из инициаторов создания музея обороны.

«Французы взяли трофеи и все, — цитирует Алабина заведующая отделом „История Крымской войны“ музея обороны Севастополя Екатерина Малиновская, — англичанам мало трофеев, им нужна прибыль: чугун осколков, свинец пуль, гранит набережных, плит, захваченных на севастопольском кладбище, — всё пойдет в дело. Кажется, англичане, если бы могли, увезли бы с собой все руины Севастополя, и Малахов курган, и бухту».

Разграблен был дом собраний флагманов и капитанов. Во французской газете даже напечатали рисунок, как с фасада здания выламывают барельефы из мрамора, заказанные в Карраре у скульптора Фердинанда Пелличиа.

Здание для офицерских собраний

Здесь в нашей истории появляется вторая линия: как вообще в Севастополе возникло здание для досуга офицеров. Находилось оно на Екатерининской площади — нынешней Нахимова. Строительство дома флагманов и капитанов — тоже заслуга Лазарева, он был озабочен не только развитием города и вооружением флота, но и моральным обликом моряков.

«Вот сходит офицер с корабля на Графской, и куда он идет? Он волен пойти в Морское собрание, туда, где все культурно, где его встретят красивые стены, красивая обстановка, воспитанные люди, и он сам будет воспитанным», — рассказывает Владимир Пискайкин. 
«Здание отличалось невероятной красотой, как и все сооружения эпохи Лазарева, — добавляет Вадим Прокопенков. — Оно было доминантой на Екатерининской площади. Но не только архитектурной доминантой. Это действительно стало местом восстановления боевого духа и местом проведения высококультурного досуга офицерского состава Черноморского флота».
«Автором проекта был Александр Брюллов, брат знаменитого Карла Брюллова, — уточняет Степан Самошин. — Сам Александр тоже был не лыком шит, он был академиком 4 академий, он же был автором проекта памятника Казарскому на Новом бульваре».

Если следы барельефов из каррарского мрамора затерялись во Франции, то колокол-пленник в Севастополь вернулся. В ноябре 1913 года. Накануне Первой Мировой войны, опасаясь нападения Германии, Франция искала союзников. Тогда-то и началось потепление в ее отношениях с Россией. И огромную роль в возвращении некоторых трофеев сыграл Луи де Ге, французский вице-консул в Севастополе. 

«Практически 30 лет он прожил в городе и проникся его историей. Сам он был человеком военным и понимал важность и символизм трофеев», — рассказывает о Луи де Ге Екатерина Малиновская.

В адмиралтейском соборе службы возобновились после войны — еще в 1857 году, но колокол привезли в Херсонес. Уже шли раскопки античного полиса, и он обретал славу как место крещения князя Владимира, как колыбель православия. Колокол стал сигнальным маяком — отсюда второе название Туманный, и это спасло его от переплавки, когда к власти пришли большевики и начали закрывать храмы. Не стал он и добычей фашистов в годы второй обороны Севастополя. 

Но вернемся в лазаревскую эпоху. Еще один памятник тех лет — Михайловская церковь. Она стояла бок-о-бок с Николаевским храмом, но никогда не была частью соборного комплекса.

«Мы знаем выражение, что нет ничего более постоянного, чем временное. Михайловская церковь — живая иллюстрация этого афоризма», говорит историк Степан Самошин. — Она была построена как временная на период сооружения адмиралтейского собора, но после Крымской войны она уцелела, к счастью, и стала восприниматься как памятник первой обороне, и разумеется, ее захотели сохранить».

Благодаря литографии итальянского художника Карло Боссоли 1840 года, мы можем понять, каким видел старый храм — еще до затеянной им реконструкции — адмирал Лазарев. И колокольня там тоже была. Но опять-таки это не те стены, в которых в 1787 году побывала Екатерина Вторая. На литографии — храм, перестроенный в начале XIX века на деньги Федора Ушакова. Анжелика Фесенко в архиве нашла подтверждение, что прославленный адмирал — как сказали бы сейчас — проспонсировал реконструкцию. 

«Он очень любил Севастополь и неоднократно приезжал сюда, когда уже не был командующим Черноморским флотом, уже в годах, и он продал дом, продал имения, и вот часть денег он вложил в реконструкцию именно адмиралтейского собора», — рассказывает Анжелика Фесенко, ученый секретарь Центральной городской библиотеки им. Л. Н. Толстого.

Историю двух зданий Лазаревской эпохи соединил ХХ век

Имена великих флотоводцев, связанных с храмом, не спасли его в начале 30-х годов XX века. Большевики собор закрыли. На месте помещений, где когда-то жили священнослужители, возвели кинозал. Купол с барабаном снесли. А в бывшем доме флагманов и капитанов на площади Нахимова в апреле 1921 года устроили Центральный показательный клуб красных моряков.

«В сентябре к его имени прибавилось имя Шмидта Петра Петровича, и он долгое время назывался Центральный показательный клуб красных моряков имени Шмидта, но в городе его называли просто клуб Шмидта. Там шла обычная досуговая жизнь моряков-черноморцев. Но, кстати, там же действовал клуб „Безбожник“, в котором было более 30 человек и которые вели антирелигиозные кампании», — говорит Анжелика Фесенко.

1 июля 42 года это здание было разрушено прямым попаданием снаряда. После войны восстанавливать его не стали — на этом месте запроектировали мемориал в честь защитников Севастополя.

А кинотеатр на Екатерининской улице, уже переименованной к тому моменту в улицу Ленина, оставался практически невредимым.

«Это оригинальная металлическая лестница, которая сохранилась, — Степан Самошин поднимается по лестнице во дворе Дома офицеров флота. — В ней огромное количество пробоин, просто как решето, залатали ее с помощью сварки, и по ней видно, прямо как будто чувствуются эти бои 41-42 годов по этим ранам на металле».

Следы осколков видны и на заднем фасаде — его Исай Брауде в 60-е годы не перестраивал. Если смотреть со двора, то здание предстаёт таким, каким его перестроили к лету 41 года. Торжественно открыть хотели в июле, в день военно-морского флота. Но не успели: повторилась история 1854 года.

«При том, что центр был разрушен очень сильно, и немцы целенаправленно бомбили и обстреливали центр города накануне третьего штурма, но некоторые здания и памятники как заговоренные, — рассказывает Степан.- Это, например, музей Черноморского флота, в который не было прямых попаданий, и то же самое более крупное здание дома ВМФ. Поэтому оно было восстановлено довольно быстро. Оно использовалось и в дни оккупации: здесь немцы проводили свои мероприятия, концерты, показывали киножурналы».

В 1947 году нацисты в это здание снова вернутся — только уже под конвоем и на суд. Уцелевший зал решили использовать для проведения процесса, который потом получит имя «Севастопольский Нюрнберг». Здесь судили 12 фашистов. Главными обвиняемыми были командующий 17-й армией вермахта, генерал Эрвин Йенеке и начальник полевой жандармерии оккупированного Севастополя, обер-лейтентант Эрнст Шреве.

«Для того времени это было имя, в котором сочетались самые отвратительные качества человека, которые даже трудно себе представить, говорит кандидат исторических наук Вадим Прокопенков. — Процесс носил такую формулировку, на мой взгляд, мягкую — о злодеяниях нацистов. Это были не злодеяния, это были античеловеческие преступления против бога, против людей, против жизни. + Исследователи сходятся во мнении, что конкретно на этом человеке больше 1500 жертв».
«Прямо тут на сцене сидел трибунал, справа был помост, на котором сидели осуждаемые, слева сидели прокуроры, которые предъявляли обвинения, — показывает в зале Владимир Пискайкин. — Оставалось в Севастополе меньше 2 тысяч жителей, они все требовали смертной казни».

Когда стало понятно, что здание морского собрания на площади Нахимова восстанавливать не будут, дому офицеров флота отдали кинотеатр. Тогда же было принято решение забрать часть улицы, пристроить помещение, где сейчас зимний сад, а над ним возвести еще три этажа для репетиционных залов и кабинетов. К 1967-му году, 50-летию Октябрьской революции дом офицеров флота обрел современный облик. Так мы и вернулись к тому, с чего начали нашу историю — разобрали архитектурную матрешку. 

«Все-таки на этом месте сегодня стоит храм культуры Черноморского флота, его можно так назвать, — рассуждает Вадим Прокопенков. — И эта связь, ее не сразу, может быть, увидишь, но она есть, на этом месте могло стоять что-то другое».

Таких фактов, когда храмы сносили, превращали в склады или промышленные предприятия, по всей стране тысячи. Севастопольскому собору Святого Николая повезло: многие концерты и встречи призваны не только развлекать, но и наполнены духовным смыслом, и самое главное — здание в любом его качестве всегда было открыто для горожан.




Комментарии
Минимальная длина комментария - 15 знаков.
Информация
Для комментирования требуется
Прокомментируйте и будьте первым!