Храм культуры: как адмиралтейский собор стал домом офицеров флота
Советские архитекторы были действительно мастерами своего дела. Как ни вглядывайся в дом офицеров флота, ни одна деталь на фасаде не намекает, что здесь был собор. Высокий, с огромным куполом. В истории, которую мы хотим вам рассказать, в XX веке соединились две линии — судьба первого в городе храма и офицерского собрания.
Что скрыто за стеклянным фасадом Дома офицеров флота?
Эти железобетонные ребра, фасад из стекла и алюминия — дань архитектурной моде 60-х. В совершенно нетипичном для белокаменного Севастополя стиле дом офицеров флота перестроил Исай Брауде. Фронтовик, награжденный орденом Красной Звезды, он приехал в наш город в 45-м. Своим проектом архитектор стер с фасада любые намеки на то, что здание изначально строилось как храм. Такие сооружения, которые несколько раз не просто меняли облик, но уменьшались или увеличивались в размерах, историк Степан Самошин называет архитектурными матрешками.
Но нет уже цилиндрического барабана, который венчался куполом, и на протяжении полутора столетий был виден из разных частей города. С этого места на улице Адмиралтейской в 1783 году началась история первого в Севастополе храма. Его освятили в честь Святого Николая — покровителя моряков. Ни основателя города Фому Мекензи, ни Екатерину Вторую, отстоявшую здесь службу, эти стены не помнят: до середины XIX века церковь успели дважды перестроить, но Крымскую войну они пережили.
В 40-е годы XIX века перестроить ветшающий адмиралтейский собор решил командующий Черноморским флотом, военный губернатор Севастополя Михаил Лазарев. К 54 году храм был почти готов, но освятить его не успели — началась война, историки позже назовут ее Крымской. Из-за обороны Севастополя, защитники которого почти год удерживали у его бастионов лучшие армии Европы. Сильно пострадала алтарная часть собора, но сам храм выстоял.
Колокол-пленник
Пока на Центральном холме не построили Владимирский собор, именно этот храм считался главным: в нем крестили, венчали, отпевали моряков и горожан. У историков есть предположение, что как раз здесь, в адмиралтейском соборе до Крымской войны находился знаменитый Херсонесский колокол.
То, что угнанный в плен севастопольский колокол установили на соборе Парижской богоматери, сомнению не подлежит, но из какого храма его забрали? И это не единственная загадка колокола. Известно, что он был отлит в Таганроге в 1778 году — еще до присоединения Крыма — из турецких трофейных пушек. Но в архивах пока не найдены документы — а это было повеление императора Александра Первого — о передаче колокола в 1803 году новому южному форпосту страны — Севастополю.
В сентябре 1855 года после 349 дней осады русские войска вынуждены были оставить Южную сторону. Французы и англичане моментально разграбили город. Кроме мародерства, им просто нечем было здесь заниматься. Самые большие ценности защитники Севастополя успели вывезти, потому союзники не брезговали даже металлическими дверными ручками. Вот как эти события описывает Петр Алабин, участник Крымской войны, один из инициаторов создания музея обороны.
Разграблен был дом собраний флагманов и капитанов. Во французской газете даже напечатали рисунок, как с фасада здания выламывают барельефы из мрамора, заказанные в Карраре у скульптора Фердинанда Пелличиа.
Здание для офицерских собраний
Здесь в нашей истории появляется вторая линия: как вообще в Севастополе возникло здание для досуга офицеров. Находилось оно на Екатерининской площади — нынешней Нахимова. Строительство дома флагманов и капитанов — тоже заслуга Лазарева, он был озабочен не только развитием города и вооружением флота, но и моральным обликом моряков.
«Здание отличалось невероятной красотой, как и все сооружения эпохи Лазарева, — добавляет Вадим Прокопенков. — Оно было доминантой на Екатерининской площади. Но не только архитектурной доминантой. Это действительно стало местом восстановления боевого духа и местом проведения высококультурного досуга офицерского состава Черноморского флота».
Если следы барельефов из каррарского мрамора затерялись во Франции, то колокол-пленник в Севастополь вернулся. В ноябре 1913 года. Накануне Первой Мировой войны, опасаясь нападения Германии, Франция искала союзников. Тогда-то и началось потепление в ее отношениях с Россией. И огромную роль в возвращении некоторых трофеев сыграл Луи де Ге, французский вице-консул в Севастополе.
В адмиралтейском соборе службы возобновились после войны — еще в 1857 году, но колокол привезли в Херсонес. Уже шли раскопки античного полиса, и он обретал славу как место крещения князя Владимира, как колыбель православия. Колокол стал сигнальным маяком — отсюда второе название Туманный, и это спасло его от переплавки, когда к власти пришли большевики и начали закрывать храмы. Не стал он и добычей фашистов в годы второй обороны Севастополя.
Но вернемся в лазаревскую эпоху. Еще один памятник тех лет — Михайловская церковь. Она стояла бок-о-бок с Николаевским храмом, но никогда не была частью соборного комплекса.
Благодаря литографии итальянского художника Карло Боссоли 1840 года, мы можем понять, каким видел старый храм — еще до затеянной им реконструкции — адмирал Лазарев. И колокольня там тоже была. Но опять-таки это не те стены, в которых в 1787 году побывала Екатерина Вторая. На литографии — храм, перестроенный в начале XIX века на деньги Федора Ушакова. Анжелика Фесенко в архиве нашла подтверждение, что прославленный адмирал — как сказали бы сейчас — проспонсировал реконструкцию.
Историю двух зданий Лазаревской эпохи соединил ХХ век
Имена великих флотоводцев, связанных с храмом, не спасли его в начале 30-х годов XX века. Большевики собор закрыли. На месте помещений, где когда-то жили священнослужители, возвели кинозал. Купол с барабаном снесли. А в бывшем доме флагманов и капитанов на площади Нахимова в апреле 1921 года устроили Центральный показательный клуб красных моряков.
1 июля 42 года это здание было разрушено прямым попаданием снаряда. После войны восстанавливать его не стали — на этом месте запроектировали мемориал в честь защитников Севастополя.
А кинотеатр на Екатерининской улице, уже переименованной к тому моменту в улицу Ленина, оставался практически невредимым.
Следы осколков видны и на заднем фасаде — его Исай Брауде в 60-е годы не перестраивал. Если смотреть со двора, то здание предстаёт таким, каким его перестроили к лету 41 года. Торжественно открыть хотели в июле, в день военно-морского флота. Но не успели: повторилась история 1854 года.
В 1947 году нацисты в это здание снова вернутся — только уже под конвоем и на суд. Уцелевший зал решили использовать для проведения процесса, который потом получит имя «Севастопольский Нюрнберг». Здесь судили 12 фашистов. Главными обвиняемыми были командующий 17-й армией вермахта, генерал Эрвин Йенеке и начальник полевой жандармерии оккупированного Севастополя, обер-лейтентант Эрнст Шреве.
Когда стало понятно, что здание морского собрания на площади Нахимова восстанавливать не будут, дому офицеров флота отдали кинотеатр. Тогда же было принято решение забрать часть улицы, пристроить помещение, где сейчас зимний сад, а над ним возвести еще три этажа для репетиционных залов и кабинетов. К 1967-му году, 50-летию Октябрьской революции дом офицеров флота обрел современный облик. Так мы и вернулись к тому, с чего начали нашу историю — разобрали архитектурную матрешку.
Таких фактов, когда храмы сносили, превращали в склады или промышленные предприятия, по всей стране тысячи. Севастопольскому собору Святого Николая повезло: многие концерты и встречи призваны не только развлекать, но и наполнены духовным смыслом, и самое главное — здание в любом его качестве всегда было открыто для горожан.