• Канал Яндекс Дзен
EUR 00,00
USD 00,00
CNY 00,00
ГлавнаяИстории в камнеПорталы времени первой гимназии. Отмечать 110 лет или готовиться к 200-летию?

Порталы времени первой гимназии. Отмечать 110 лет или готовиться к 200-летию?

15.01.24 10:22
В этом году первой гимназии Севастополя исполнится 110 лет. За дату рождения там приняли 1914-й год, когда на Центральном холме был достроен учебный корпус. Хотя занятия начались только после завершения Гражданской войны и установления советской власти — в 1921-м. Благодаря чему в гимназии выяснили, что здесь был Николай II? Почему до революции учеников этой школы называли внучками? Как между старым и новым корпусом прорубали портал времени? Вехи жизни первой гимназии — в нашей рубрике «Истории в камне».
Порталы времени первой гимназии. Отмечать 110 лет или готовиться к 200-летию?

История гимназии №1 начинается не на Центральном холме в привычном нам здании, а под горкой на улице Одесской, которая вобрала в себя бывший Почтовый переулок. Здесь, в доме учительницы музыки Климовой, с 70-х годов XIX века снимало помещения двухклассное начальное городское училище. Словом «школа» средние учебные заведения тогда ещё не называли. Дети учились здесь шесть лет, по три года в каждом классе. В гимназию № 1 и сейчас трудно попасть, хотя в городе работают 70 школ, что уж говорить про дореволюционное время! Устроить ребёнка в городское училище было настоящим везением. Так, в 1910 году из 130 желающих смогли принять только 45. И это при том, что образование тогда ещё не было бесплатным. 

Газета «Крымский вестник», октябрь 1910 года:

«Инспектор училища господин Хрущёв, тронутый молитвами и стенаниями родителей, предпринял в городской управе ходатайство, то есть он представил расчёт, по которому для создания параллельного класса требуется всего-навсего 336 рублей и классная мебель; все остальные расходы возможно покрыть из сумм, которые поступают от родителей за право учения. Неужели городскую управу не соблазнит столь превосходный случай сделать истинно доброе дело?»

«Это здание уже 50 лет функционировало, было открыто практически после первой обороны, — рассказывает о доме Климовой директор гимназии № 1 Виктор Оганесян, — Оно уже устарело, а город рос, мест не хватало, популярность у нашего учебного заведения тогда уже была высокая, и вот город принял решение построить новый корпус». 

Свободный участок в том же году находят на Соборной — такое название раньше носила улица Суворова. И он был в два раза меньше, чем та площадь, которую занимает гимназия сейчас. Корпус возводят по проекту архитектора Владимира Чистова — он в это же время завершает строительство Института физических методов лечения на Корниловской площади. 

Но детские голоса в здании зазвучат только в следующем десятилетии. Новоселье отменит Первая мировая война. В 2024 году гимназия собирается отметить своё 110-летие, а в 2028, возможно, уже 200-летие. Нужно лишь доказать, что это учебное заведение можно считать правопреемником не только училища в доме Климовой, но и более раннего уездного училища для детей дворян, купцов и чиновников в особняке купца Морозова. А такую цепочку историк, председатель Севастопольского клуба любителей истории города и флота Олег Доскато прослеживает: «Первое именно гражданское учебное заведение для мальчиков было создано в 1828 году благодаря купцу Морозову, который имел сына в школьном возрасте. И он создал условия для него и помог определённое количество детей обучить».

Образование тогда было делом не государственной важности, а, скорее, родительской предусмотрительности. Купец Морозов в 1828 году открыл для двух десятков учеников свой дом, купил учебники и мебель, нанял учителей. Его училище работало до Крымской войны и было восстановлено после неё. 

Пока же годом рождения в гимназии считают 1914, пусть не фактическое начало работы, а окончательное завершение строительства. Хотя одна старая фотография наводит на раздумья. 

«Есть фотография 1944 года: вот этот фасад, главное здание полуразрушенное, выгоревшие окна, нет крыши. И четко просматривается 1912», — говорит Виктор Оганесян.

Строители, скорее всего, увековечили в камне завершение работ. Хотя комиссия здание тогда не приняла. Выяснилось, что из-за высоких грунтовых вод отсыревает угол, выходящий на Соборную. Та школа официально называлась Высшим начальным училищем, сокращенно ВНУ. А её ученики — ВНУчками. С ударением на «А». Это уже, конечно, неофициально. 

«Это главный вход в школу, который был в 1914 году, мы попадаем в холл 14 года, — Виктор Оганесян проводит небольшую экскурсию. — Пустое пространство, которое выделили под школу, было неровным. Здесь скала, и вот на этой скале построили полкорпуса. Вот сейчас мы, вроде, вошли в здание, но оказались не на первом этаже и не на втором, а посередине». 
«То старое здание для нас было таким таинственным, что мы пытались туда пробраться, посмотреть, что же там. И вот эта лестница, этот вход — казалось, что мы находимся в каком-то сказочном замке, и там какие-то тайны в том здании находятся», — вспоминает Татьяна Желонкина, выпускница школы № 1 1966 года, а сейчас учитель английской языка. 
«Здание безупречно белое, как, знаете, сияющее! Коридоры светлые, пронизанные солнцем, просторные классы, — описывает свои ощущения Виктор Миронцев, учитель информатики в 1990–2000 годы, выпускник школы 1964 года. — Было время: в Севастополе многие жили в подвалах, дома не сохранились, а подвалы — да. Вот мы несколько лет жили в подвале. А тут в школе ни одного треснутого стёклышка! Вот такая мелкая деталь, но до сих пор помню».

Две буквы «Г» сложили в одну «П»

Татьяна Желонкина и Виктор Миронцев в конце 50-х — начале 60-х учились уже в другом корпусе, симметрично пристроенном после Великой Отечественной войны. То есть строители восстанавливали уцелевшее старое и возводили новое здание — на месте двух разрушенных жилых домов. 

Ещё одна выпускница тех лет Елена Витковская помнит проезд между корпусами, через который машины с продуктами заезжали в школьный двор. 

«В буфет привозили готовую еду, — рассказывает Елена Васильевна, — там уже было всё готовое в таких больших алюминиевых ящиках грохочущих — это в памяти осталось».

Фотографии 1955 года: первоклассница Елена с подружками и учительницей на фоне П-образной арки. Зданию справа всего лишь год. Вообще этот корпус, по диагонали от Владимирского собора, строили как самостоятельную школу. Ей планировали присвоить порядковый № 8. 

«Буква Г — старая школа, Высшее начальное училище. Такое же синхронное строение — школа № 8. Вдруг осознали, что не нужно двух школ на одном пространстве. Вы представляете, что было бы на общем дворе, если бы выходили ученики разных школ? Всегда же конфликты возникают, — говорит Виктор Оганесян. — А потом как проводить линейки в общем дворе? И тогда решили, что должна быть одна школа, и уже тогда в готовых стенах, этих мощных, внешних пришлось пробивать проходы».

Виктор Оганесян называет их порталом времени: из царской эпохи — в советскую. Темпы строительства в городе после войны были стремительными. О пришкольном стадионе тогда не думали, главное — стены стоят. И физкультурой в тёплое время года занимались на поле за собором. Сквер с аллеями разбили только в 1957 году, когда здесь снесли руины ещё одного учебного заведения — женской гимназии Ахновской — и воздвигли памятник Ленину. 

«Мы выходили на физкультуру на это место. Большое было поле, без травы, просто земля пыльная», — вспоминает Елена Витковская. 

Она представитель одной из самых длинных ученических династий, в которой кроме неё самой, дочь, сын, внук и внучка, а также мама Мария Сергеевна (в девичестве Мякота) и её старший брат Александр.

«Александр Сергеевич, или дядя Шура, как мы все его называем до сих пор, учился здесь 7-8 лет в школе-семилетке. Тогда это была школа имени Ушинского I–II ступени. Это было во второй половине 20-х годов, — рассказывает дочь Елены Витковской Анна Селиванова, выпускница школы 2000 года. — А бабушка была на 10 лет моложе и училась в конце 20-х -30-е годы. В 1943 году Александр Сергеевич Мякота влился уже в коммунистическую подпольную организацию в тылу немцев под руководством Василия Ревякина. Но март–апрель 1944 года — трагическое время для севастопольского подполья, поскольку в результате предательства организация была разгромлена, и около 60 активистов-подпольщиков были расстреляны. К сожалению, в это число вошёл и наш дядя Шура». 

В годы войны дети учились в подземных школах, а в этом здании, по воспоминаниям участника второй обороны генерала Евгения Жидилова, размещалось общежитие для военных. 

Память о визите императора сохранила лишь газета

В годы же Первой мировой здесь находился эвакуационный госпиталь Красного Креста, где раненых навещал император Николай II.

«Он обошёл, с каждым побеседовал, он склонный был к общению, такой был доступный. Императрица оставляла даже какие-то подарки раненым. На улице очень много людей собрались, узнали, что они едут — приветствовали. Никто не думал, что это будет последнее посещение Севастополя», — рассказывает об императорском визите Олег Доскато. 

Газета «Крымский вестник», февраль 1915 года: «В коридоре второго этажа были выстроены для встречи государя-императора 19 больных нижних чинов, эвакуированных из действующей армии, а впереди были расположены ещё пять нижних чинов, раненых. Государь-император изволили милостиво опрашивать последних и наградил их Георгиевскими медалями. Во время осмотра госпиталя, продолжавшегося около получаса, объяснения государю-императору имел счастье давать старший врач Е. Э. Иванов».

«Мне удалось найти фотографию где-то в недрах Интернета, что он посещает какой-то лазарет, он отдалённо напоминает своды нашей школы, — строит предположения Татьяна Желонкина. — На первом этаже был лазарет для низших чинов, а на втором — для офицеров». 

Мечта Олега Доскато, чтобы память о том высочайшем визите хранила мемориальная доска на фасаде.

Встречая императорскую семью, звонили колокола Владимирского собора. Он всегда привлекал внимание учеников — особенно в послевоенное время. Полуразрушенная тёмная громада с крестом. Большевики его не снесли, потому что координаты Севастополя в международной лоции Чёрного моря — это координаты Владимирского собора. Ученики знали, что там когда-то были похоронены знаменитые адмиралы, и предпринимали вылазки, чтобы увидеть надгробные плиты. 

«Когда мы туда проникли, жаль на это было смотреть. Там внутри такие красивые колонны, и голуби жили. Оставили после себя следы везде. Дырища была огромная с восточной стороны чуть ниже купола, — рассказывает Елена Витковская. — Почему-то, когда мы проходили Короленко „Дети подземелья“, именно наш собор мне представлялся как декорация».

О таких вылазках всегда становилось известно руководству школы, проводились профилактические беседы, но каждое новое поколение школьников снова пыталось проникнуть в тайны собора. Воспитывали учеников не только учителя. Виктор Оганесян показывает некогда страшное место — перед выходом на чердак. В 30-е годы приглашение сюда было покруче вызова в кабинет директора.

«Неформальные лидеры школы, авторитеты школы здесь собирались, обсуждали новости, наказывали провинившихся, — рассказывает Оганесян. — В народе называлось это место, современным языком говоря, „стрелка“. Если происходил какой-то конфликт, они сюда приходили, курили сигареты в здании школы, благо, никто не видит, здесь тихо. И решали свои пацанские проблемы». 

Школа не отпускает

У мальчишек 60-х уже другие воспоминания. Старшеклассники собирались в школьном гараже. В этих мастерских сейчас проходят уроки труда, а тогда преподавали автодело. После двух лет обучения ребята получали сертификат автослесаря 1 разряда. Водить машину их тоже учили.

«ГАЗ-51 — это огромный грузовик, начинали мы ездить по площадке этого двора, это было самое интересное: трогание с места, задний ход, и потом выезжали даже на дорогу, — делится воспоминаниями Анатолий Токарев, выпускник 1967 года. — Мы уже в 16 лет могли управлять достаточно громоздким автомобилем. Естественно, мы водительские права не получали, правила дорожного движения не изучали, но вот навыки управления автомобилем уже имели». 

Татьяна Желонкина и Виктор Миронцев вернулись в родную школу преподавать. В 90-е Виктору Григорьевичу вместе с Виктором Оганесяном пришлось ломать стены для ещё одного портала — только уже в мир современных технологий. Благодаря энергии и настойчивости двух Викторов информатику в первой школе начали изучать не на пальцах, а на компьютерах.

«Требования санэпидемиологические тогда были очень строгими, гораздо строже, чем сейчас. Они касались площади, освещения, вентиляции и объёма воздуха, чтобы учащиеся дышали. Стали мы с Виктором Альбертовичем ходить по всей гимназии и такого помещения не нашли, — рассказывает Виктор Миронцев. — Виктор Альбертович, придётся рубить стену! Он говорит: срубим. И срубили. Пыль, шум, конечно. Стену срубили и вошли в эти допустимые требования».

Бывали в коридорах школы, к тому моменту уже ставшей гимназией, и те, кто вообще никакого отношения ни к образованию, ни к воспитанию не имел. Эти истории связаны с зимним садом, который вырастила бывший учитель труда Нина Рубцова. Её стараниями школа превратилась в зелёный оазис. 

«Нина Герасимовна живёт на Северной стороне, и вот она рассказывала: однажды еду в катере, и рядом со мной две женщины делятся, рассказывают: ах, какой у меня дома сад, сколько у меня зелёных насаждений! А та ей говорит: откуда? Это же так дорого цветы покупать? — Ой, да, — говорит, — бесплатно! В первой школе столько зелени, столько прекрасных растений! Я под видом родительницы туда прихожу, наворую, наломаю — и к себе домой», — пересказывает тот случай Виктор Оганесян. 

Если вспомнить теорию пяти рукопожатий, то получится, что с первой школой связан весь город, и даже не через пять рукопожатий, а одно или два. И, конечно, не каждое учебное заведение может гордиться таким количеством династий!

«Они в пятом классе, я их только взяла, и началось: „Вы учили мою маму“, „Вы учили моего папу“, „Вы учили моего дядю“. Вдруг одна девочка сидит и говорит: „Вы учили мою бабушку“, — смеётся учитель английского Татьяна Желонкина.
«Я первое поколение — учился в этой школе. Это везение. Два моих сына окончили эту школу. Это уже успех. Заканчивает в этом году внук. Это уже счастье. И я надеюсь и правнуков сюда привести!» — с гордостью говорит Анатолий Токарев. 

И как бы не менялось здание, какие бы новые порталы здесь не пробивали, школа начинается для детей с тех же кабинетов, куда впервые пришли их родители. 

«Наш класс был на втором этаже этого корпуса. Спустя много лет, в первый класс в этот же кабинет пришла моя старшая дочь. Как-то так совпало, — удивляется Анна Селиванова. — Наша семья равно первая школа, и отчасти первая школа равно в том числе и наша семья».

На третьем этаже нового корпуса есть единственное на всю гимназию круглое окно. Оно выходит на Артиллерийскую бухту. Из-за этого вида на море легко догадаться, как его здесь называют. Можно просто сказать: встретимся у иллюминатора, и каждый в школе поймет, где это место. 

«Новый корпус немножко напоминает корабль, он такой вытянутый, стройный, строгий, — говорит директор гимназии Виктор Оганесян. — Видимо, задумка такая была у архитектора, что это хорошо смотрится на фоне моря. И мы на школьном корабле плывём, но только не в море, а в море знаний». 

Ольга Щирица, Виталий Козловский, Светлана Баева




Комментарии
Минимальная длина комментария - 15 знаков.
Информация
Для комментирования требуется
Прокомментируйте и будьте первым!