• Канал Яндекс Дзен
EUR 00,00
USD 00,00
CNY 00,00
ГлавнаяСюжетыИстория песни «Заветный камень» началась в Севастополе

История песни «Заветный камень» началась в Севастополе

14.04.24 10:30
Поэту Александру Алексеевичу Жарову накануне бы исполнилось 120 лет. «Песня былых походов», «Грустные ивы», «Пионерский марш». Но севастопольцам особенно дорога песня «Заветный камень». Она была написана в 1943 году. Репортаж Софьи Кайгородцевой.
История песни «Заветный камень» началась в Севастополе

Драматургию этой песни разгадывали лучшие баритоны страны — Леонид Утёсов, Дмитрий Хворостовский, Юрий Богатиков. Но история «Заветного камня» началась в Севастополе.

«Это, скорее, такая баллада. Она тяжёлая, нельзя её просто песней назвать», — заявил руководитель оркестра ансамбля песни и пляски Черноморского флота Владимир Иванов.
«Все мальчишки того времени, радиогорские мальчишки, все мы воспитывались на таких пластинках, на таких песнях», — рассказал командир поискового отряда «Память» Александр Запорожко.
«Это, конечно, трагическая песня. Она не героическая, а трагическая», — отметил народный артист России Илья Резник.
«Это вот то, что не переводится на один язык, но все понимают», — заявил артист театра имени Луначарского, заслуженный артист Севастополя Анатолий Бобер.

Чтобы понять характер мелодии, достаточно двух слов: «умеренно и широко». Спеть надо так, чтобы было слышно, как в 1942 корабли покидают осаждённый город и как пытаются спастись те, кто остался.

«Моряки и приморцы, армейцы, эвакуировались на буквально подручных средствах, то есть, небольших шлюпках, и таких случаев было описано очень много. На протяжении месяца, даже более, получается, вот несколько людей без воды и еды находились в море и смогли практически почти полностью пересечь Чёрное море», — рассказал главный научный сотрудник Музея обороны Севастополя Станислав Рузаев.
«Когда я увидел хронику, когда „последний корабль Севастополь покинул“ и 30 тысяч наших осталось пленных. И эта дорога, смерти что ли. Это был даже ручей, море, чёрное море», — отметил народный артист России Илья Резник.

Об этом обычно говорят: на грани человеческих возможностей. Глубокую задумчивость и надежду передают духовые и струнные инструменты. С тембром голоса сложнее. Музыковеды долго спорили что лучше — бас или баритон?

«Я бы склонился к баритону скорее, но чаще всего её исполняют басы, потому как там низкая тесситура голоса и инструменты все заложены так, что дать вот эту тяжесть, тяжесть исполнения», — заявил руководитель оркестра ансамбля песни и пляски Черноморского флота Владимир Иванов.

Эта тяжесть и перевела песню в разряд мемориальных. «Заветный камень» звучит на каждом торжественном возложении, что на самом деле нарушение правил. По предписанию военные оркестры должны исполнять другую музыку, но для Севастополя сделали исключение.

Несмотря на всю монументальность, «Заветный камень» оставляет свободу для исполнения со сцены.

«Взошёл на утёс черноморский матрос. Я начал её повествовательно. Я не сразу начал её петь в голос, с развитием. Я сразу попытался это сделать на октаву ниже», — отметил артист театра имени Луначарского, заслуженный артист Севастополя Анатолий Бобер.

Автор слов — Александр Жаров — не был свидетелем того, о чем писал.  Опираясь на рассказ из газеты, он описал обезличенную историю о черноморце, который пообещал вернуть в покинутый город отбитый снарядом кусочек гранита. Но оказалось, что в общественном сознании живут вполне конкретные прототипы.

«Сам прообраз вот этой песни послужил командир 35-й батареи», — поделился администратор ансамбля песни и пляски Черноморского флота, народный артист Республики Крым Алексей Шевченко.
«Это судьба военного врача восьмой бригады морской пехоты Павла Ересько, который прослужил здесь всю оборону», — рассказал главный научный сотрудник Музея обороны Севастополя Станислав Рузаев.
«А в основу этой песни лёг случай в период Великой Отечественной войны, когда последний краснофлотец, старшина Зинский, уходил с Константиновской батареи на Южную сторону вплавь», — заявил командир поискового отряда «Память» Александр Запорожко.

Автор музыки — Борис Мокроусов — сам задавался вопросом: «Кто же он этот последний матрос-герой? Кто же они, последующие моряки, гибнущие в неравной борьбе и несущие поочередно священный гранит крымской земли в своих тельняшках?» Но, может быть, искать точный ответ совсем не обязательно.

«Это большая моральная сила. Мой отец оборонял Севастополь, оборонял Очаков, Одессу, был ранен, контужен. Поэтому я вырос, стал моряком, брат мой — тоже моряк. По-другому быть не может. Севастополь есть Севастополь» — отметил командир поискового отряда «Память» Александр Запорожко.
«Когда её поёшь, то знаешь, что такой народ, в душе и сердце которого живут такие песни непобедим», — рассказал полковник, офицер связи генерального штаба, солист ансамбля ЧФ Валерий Казачий.

Софья Кайгородцева, Александр Попов, Эдуард Новожилов, Михаил Шурмель, Инна Лисинец




Комментарии
Минимальная длина комментария - 15 знаков.
Информация
Для комментирования требуется
Прокомментируйте и будьте первым!