«Истории в камне»: Зелёное кольцо славы Севастополя
Исполнилось 80 лет с начала восстановления Севастополя после Великой Отечественной войны. Его хотели отстроить не только как город-памятник в честь защитников и освободителей, но и город-сад. Проектировщики предложили окружить центр «зелёным кольцом Славы», где деревья и цветы будут не только выполнять свои природные функции, но и подчёркивать величие сталинской архитектуры. И такое кольцо получилось, правда, с разрывами. Новый выпуск из цикла «Истории в камне» посвящён зелёному строительству.

Редкая возможность — никуда не торопясь посидеть в тени платановой аллеи, посмотреть старые фотографии и вспомнить, как сажали в Севастополе новые виды растений и переживали за каждое: приживётся ли? Надежда Дятел и Татьяна Мошан занимаются благоустройством больше 40 лет. Начинали в совхозах «Севастопольский» и «Декоративные культуры», сейчас трудятся на предприятии «Парки и скверы», которому, можно сказать, повезло иметь в штате работников с таким опытом. И Надежда Григорьевна, и Татьяна Ильинична — без преувеличения — знают в городе каждое дерево и каждую клумбу.
То, что крымская земля плодородна: как у Чехова «посади оглоблю — вырастет тарантас», всего лишь миф. Надежда Григорьевна и Татьяна Ильинична, как никто другой, понимают, что без должного ухода на песчанике под палящим солнцем не будет расти даже трава. Город в этом убедился ещё в 1944-1945, когда после освобождения от фашистов было решено восстановить зелёное убранство. Привезли тысячи саженцев, их массово высадили в каменистую неподготовленную почву, не поливали, потому что не было ещё никаких систем орошения, и большинство засохло в тот же год. Но с мечтой создать город-сад севастопольцы не расстались.
Марина Соловьёва, главный специалист отдела информации и использования документов городского архива, уже 8 лет собирает материалы, связанные с зелёным поясом Славы. То, что выложено на этом столе, лишь десятая часть проектов по созданию в центре парков и скверов. Отправной точкой стала статья Тамары Алешиной, которая больше 40 лет возглавляла городской плановый отдел.
Зелёная зона по контуру Центрального городского кольца
Если посмотреть на карту, получится как зеркало с ручкой. Ручка —это Исторический бульвар, который перетекает в скверы от площади Ушакова вдоль всей Южной бухты. Продолжается Приморским бульваром, а от Артиллерийской бухты зелёные аллеи устремляются к Комсомольскому парку. Он же, по проектам начала 50-х, должен был дотянуться до улицы Восставших — нынешней Адмирала Октябрьского, и выйти к площади Ушакова, к скверу у гостиницы «Украина».
Почему кольцо не получилось сомкнуть, мы расскажем, основываясь на исторических документах. Не совсем корректно говорить, что зелёный пояс был идеей советских проектировщиков — скверы в центре начал разбивать ещё адмирал Лазарев в первой половине XIX века, и после Крымской войны озеленению города тоже уделялось много внимания.
Самой пышной и торжественной площадью города должна была стать нынешняя площадь Ушакова, до 1954 года носившая название Коммуны. Парадный въезд в центр предполагалось обустроить как раз здесь со стороны улицы Гоголя.
Самый зелёный город страны
Как продолжение Исторического бульвара на склоне Южной бухты архитектор Никита Сдобняков предлагал обустроить двухъярусный сквер с широкой лестницей, ведущей к Красному спуску. Вход на неё он предлагал оформить пропилеями. От этого проекта 1951 года осталась лишь центральная аллея, которая ведёт от Матросского клуба к библиотеке: никаких дорожек с фонарями, скамейками, малыми архитектурными формами ниже неё нет.
Сейчас уже мало кто обращает внимание и задумывается, почему площадка перед входом в библиотеку круглая. Это место Никита Сдобняков выбрал для фонтана с круглой чашей. Такая же площадка есть и чуть дальше — в сквере воинов-интернационалистов. Там предполагался не только фонтан, но и прямоугольный бассейн. Но оба этих проекта канули в несбывшееся.
После смерти Сталина от помпезных архитектурных проектов отказались, но зелёные зоны остались, пусть и с более скромной планировкой. Да и в севастопольцах не пропало желание сделать город уютным и цветущим. На субботники, где разбивали клумбы, массово сажали деревья, выходили моряки Черноморского флота, работники предприятий, школьники и учителя, черкасовские бригады домохозяек. В городском архиве и музеях немало фотографий, где жители запечатлены с лопатами в руках.
Так, например, предлагалось утвердить план озеленения на 1959 год: высадить почти 55 тысяч деревьев и 64 тысячи кустарников. Про цветы нет ни слова, потому что они не влияют на показатель зеленых насаждений на душу населения, даже если в городе несколько тысяч клумб. Но, если рабочие руки были, то где взять саженцы в разрушенном войной городе?
Клумбы как произведения искусства
Один из принципов озеленения в Севастополе — непрерывное цветение с марта до декабря. Цветочные рисунки на клумбах — традиция, сохранившаяся с советских времен. Узоры нужно было менять каждый год.
На подпорной стене Матросского бульвара из цветов создавали портреты Нахимова и Ленина, непременно с политическими лозунгами той эпохи. В старых фотоальбомах севастопольцев и самих озеленителей немало фотографий на фоне фигурно обрезанных кустов. Лавровишня превращалась в птиц, дельфинов, якоря, тыквы и вазы: настоящие произведения садово-паркового искусства. Вечно-зелёных топиариев тогда ещё не было: только руки мастера и живое растение.
Чем больше сажаешь, тем больше приходится обрабатывать от болезней и вредителей. На вооружении озеленителей были цистерны на базе ГАЗ-53. Это не нынешние ранцевые опрыскиватели. Насекомые в ужасе разбегались уже при виде такой машины. Да и вредители, можно сказать, были свои, родные — зарубежные саженцы с чуждой нам энтомофауной начали завозить позднее.
Ленинский сквер в два яруса и в два раза длиннее
На одной улице старались сажать деревья одного-двух видов, чтобы создать ощущение целостности. Так Нахимовский проспект стал аллеей шаровых акаций и платанов, Большая Морская — робиний и катальп. Сочетали листопадные и вечнозелёные деревья. Одним из главных критериев была их высота.
По причине низкорослости растений был отклонен и первоначальный проект сквера между библиотекой Толстого и художественной школой, выполненный архитектором Самбуровой. Ещё один — до конца неосуществленный — проект планировки Ленинского сквера, сейчас мы его знаем как сквер комсомольцев. Марина Соловьёва показывает проект архитектора Виктора Петропавловского: эта зелёная зона должна была протянуться до улицы Таможенной, то есть до нынешней треугольной площади перед банком «Россия».
Непосредственно берег Южной бухты у кромки воды тоже должен был стать прогулочной зоной, к которой спускались бы многочисленные лестницы с фонарями и скамейками. Там, где сейчас стоит памятник комсомольцам, Виктор Петропавловский планировал поставить пирамидальный обелиск славы. Вдоль аллей — бюсты русских и советских писателей, потому что в доме №27 по улице Ленина тогда находилась Морская библиотека. А про фонтан и бассейн мы уже рассказывали. Проект отклонило Управление по восстановлению Севастополя при Совете Министров СССР. Единственное, что от него осталось — ротонда со смотровой площадкой, правда, в плане архитектор называет ее аркадой.
Здесь планировалось возвести комплекс административных зданий Черноморского флота, но в начале 60-х трест «Севастопольстрой» забрал этот пустующий участок под дворец культуры строителей. Рядом вместо пирамидального обелиска поставили лаконичную стелу в честь тех, кто поднимал город из руин. В общем, на этом месте Ленинский сквер и оборвался.
Каким мог быть Комсомольский парк?
Зелёное кольцо оказалось разомкнутым не только в этом месте. Комсомольский парк тоже не дотянули до нынешней улицы Адмирала Октябрьского, хотя на месте бывшего Одесского оврага не предполагалось возводить здания — не было тогда таких строительных технологий, позволяющих возводить дома на насыпном грунте.
Планировку парка разработали архитекторы Ларионова и Меньшиков под руководством Павла Кумпана, который проектировал жилые кварталы по соседству — на улице Генерала Петрова. До 1966 года она называлась улицей Константина. Зелёное пространство должно было стать живым памятником молодым защитникам Севастополя, и за воплощение в жизнь этого проекта взялись комсомольцы Сталинского района города, потому парк — Комсомольский. Он сразу задумывался как семейный, детский — с аттракционами, игровыми зонами, спортивными площадками и опять-таки фонтаном.
Когда приступили к воплощению, уже сформировалась паромная переправа, она потянула за собой строительство подъездных путей и парковки, да городские постройки с другой стороны потихоньку откусывали территорию, отведённую под парк, что он так и не вышел к площади Ушакова.
Это лишь первое — самое маленькое зелёное кольцо, а их в Севастополе несколько. Во второе входят Малахов курган с Ушаковой балкой, скверы в Гагаринском районе, парк Победы, ну, а третий зелёный пояс преимущественно из хвойных пород создавали уже работники лесхозов вокруг всего города.
Ольга Щирица, Виталий Козловский, Светлана Баева, Инна Ермак, Иван Фролов