Новая экспедиция пытается найти причину гибели линкора «Новороссийск»

02.07.2019 15:42

Место гибели линкора "Новороссийск" впервые обследуют современной подводной техникой. Профессиональные водолазы уже подняли на поверхность несколько предметов, в том числе личные вещи членов экипажа линкора, а студенты из СевГУ и Курского государственного университета разыскали ветерана, служившего на "Новороссийске" электриком. Что он помнит о катастрофе, которая унесла 829 жизней, и почему не верит в официальную версию причины взрыва линкора?

К этой экспедиции студенты и сотрудники Центра морских исследований при СевГУ готовились почти три года. В 2016-м место взрыва линкора "Новороссийск" обследовали гидролокаторами, потом учёные изучали рельеф дна. И вот теперь под воду в центре Севастопольской бухты спускаются люди.

Находки пока выдерживают в морской воде, на воздухе их можно будет хранить лишь после тщательной реставрации. Одна из находок, сделанная участниками экспедиции, - гильза. Она была аккуратно отпилена и, возможно, служила кому-то из членов экипажа "Новороссийска" подставкой под ручки или карандаши. Также со дна удалось поднять решётку от фонаря и радиоприёмник. Такие стояли в каютах и кабинетах командирского состава. Позже этот предмет будет передан в музей фортификационных сооружений.

Один из выставочных залов Михайловской батареи полностью посвящён судьбе линкора "Новороссийск". Сначала корабль назывался "Джулио Чезаре". Он был заложен в 1910-м году в Генуе, а в 1913-м вошел в состав военно-морских сил Италии. Корабль участвовал в Первой мировой войне, сопровождал конвои во время Второй Мировой. А позже, когда Италия капитулировала, державы-победительницы разделили итальянский флот в счет репараций. Так в 1949-м году линкор достался Советскому Союзу. Николай Бретанчук служил в электротехнической группе "Новороссийска"

«Технически он отставал от "Севастополя", нашего линейного корабля, но он был быстрее: если наш "Севастополь" давал 16 узлов, то «Новороссийск» - 28», - так вспоминает знакомство с кораблём Николай Бретанчук, председатель Союза ветеранов линкора «Новороссийск».

Последнее фото на палубе линкора Николай Александрович сделал в день ВМФ, а 29 октября, когда "Новороссийск" стоял на якорях в Севастопольской бухте, главный старшина находился в госпитале и проснулся от звука взрыва. Он выбежал на набережную и оказался свидетелем страшной картины - как почти три часа экипаж вёл подготовку судна к буксировке на отмель, и вдруг линкор опрокинулся.

«Ждали, пока корабль примет свою устойчивость, и ничего страшного не будет, но в этом ошиблись, когда корабль начал переворачиваться, с юта, как горох посыпались люди в воду», - говорит Николай Бретанчук.

Большинство моряков оказались заблокированы внутри. Их стуки и крики о помощи водолазы слышали ещё почти трое суток, но спасти из отсеков удалось лишь 9 человек. Отец экскурсовода Николая Романова был в группе водолазов, попавших первыми внутрь корпуса корабля.

«В таком снаряжении работали под водой часами, а некоторые даже сутками! – рассказывает Николай Романов, старший научный сотрудник военно-исторического музея фортификационных сооружений. - В одном месте, как рассказывал отец, он 12 часов не мог сдвинуться с места, потому что его окружили мертвецы, и ему на помощь выслали дополнительных водолазов. Корабль перевернулся, на тот момент имея на борту полный боезапас, и, можете себе представить, если бы детонировал боезапас, неизвестно вообще, что осталось бы от города». 

Больше года военные водолазы работали на затонувшем линкоре, и в 1957-м году его удалось поднять на поверхность. А чуть раньше правительственная комиссия озвучила официальную причину катастрофы - взрыв донной мины. Там образовалась воронка более 20 метров, и взрыв был такой силы, что ил лежал на палубе линкора.

Но в версию взрыва немецкой донной мины, оставшейся на дне бухты со времен войны, не верят члены экипажа "Новороссийска". Николай Бретанчук вспоминает, как при передаче линкора СССР матросы заметили переборку в носовой части корабля со свежими сварными швами. Тогда этой детали не придали внимания, а, возможно, именно там было заложено взрывное устройство. Не исключают учёные и тайный подход к судну итальянских диверсионных плавцов, которые хотели мести.

«Как установила комиссия, было два взрыва с правого и левого борта, то есть складывается впечатление, что было либо две мины, либо два заряда, которые подвели под корпус линкора, - объясняет сотрудник Центра морских исследований СевГУ, кандидат исторических наук Виктор Лебендинский- Кроме того, если посмотреть на оси взрыва, то входное отверстие в днище не совпадает с отверстием выхода на палубу, ведь он пробит насквозь.

Реально ли спустя 64 года после трагедии найти на месте крушения фрагменты взрывных устройств или механизмы, активировавшие их - пока ответа на этот вопрос у Виктора Лебединского нет, но главное, считает учёный, даже не научная точность, а то, что трагедию линкора "Новороссийск" помнят.

Анна Шустер, Сергей Буторин, Инна Лисинец.

 

Новая экспедиция пытается найти причину гибели линкора «Новороссийск»
Поделиться: