• Канал Яндекс Дзен
EUR 00,00
USD 00,00
CNY 00,00
ГлавнаяИз пристанища бездомных в арт-объект. Как художники преображают город

Из пристанища бездомных в арт-объект. Как художники преображают город

06.12.20 09:26
Исторический момент в развитии всего уличного искусства. Так севастопольские художники-муралисты комментируют инцидент в Калуге, где местным дорожникам пришлось оттирать ранее закрашенное ими же граффити на опорах моста. В Севастополе диалог власти и уличных художников тоже выходит на новый уровень. В прошлом году один из арт-объектов у муралистов заказало управление городского хозяйства. А сейчас в Севастополе уже говорят о возможности организации экскурсий по объектам стрит-арта. По каким законам живёт уличное искусство, и как художники предлагают развивать общественные пространства, чтобы

Исторический момент в развитии всего уличного искусства. Так севастопольские художники-муралисты комментируют инцидент в Калуге, где местным дорожникам пришлось оттирать ранее закрашенное ими же граффити на опорах моста. В Севастополе диалог власти и уличных художников тоже выходит на новый уровень. В прошлом году один из арт-объектов у муралистов заказало управление городского хозяйства. А сейчас в Севастополе уже говорят о возможности организации экскурсий по объектам стрит-арта. По каким законам живёт уличное искусство, и как художники предлагают развивать общественные пространства, чтобы в них было комфортно всем – рассказывает Анна Шустер.

Сигнал того, что будущее становится ярче и новый шаг в развитии уличного искусства – так российские художники оценивают новость, прогремевшую на этой неделе в Калуге. Там дорожники начали отмывать рисунки, ранее закрашенные ими же. Вернуть произведения стрит-арта на место решили после публикации фото закрашенных опор моста в Инстаграме. Некоторые представители Автодора сочли утраченные рисунки красивыми, а городской глава Денисов даже выразил сожаление по поводу случившегося.

Севастопольские муралисты также с большим интересом следили за исходом граффити-боя в Калуге. По их наблюдениям, война между представителями властей и уличного искусства всё чаще сменяется миром. Главное, «играть по правилам», то есть утверждать свои идеи в департаменте архитектуры – считает художник София Мамизерова. 10 лет назад превращение стен в произведения искусства для неё из хобби превратилось в работу. Часто роспись стен оплачивают находящиеся на первых этажах домов магазины и офисы. А в последний год среди её клиентов оказались и городские департаменты. В частности, Горхоз – заказчик арт-объекта на остановке в районе железнодорожного вокзала.

«Отзывы о работе часто бывают разные, но 90% всё-таки позитивные. 10% людей, правда, подходят и спрашивают «а зачем это нужно, почему государственные органы тратят на это финансы!», но всё-таки 90% радуются!», – рассказывает художник София Мамизерова.

Другой пример сотрудничества государственных структур и арт-стритеров можно найти на территории СевГУ. Московский муралист Сергей Овсейкин приехал в университет, чтобы воплотить в жизнь современную версию старинной игры в классики. Идею разбавить серость асфальта яркими красками оценили даже те, кто обычно консервативен. Правда после восторгов сразу последовали уточняющие вопросы.

«А правда, что эти краски будут держаться около двух лет?», – уточняет неравнодушная горожанка. – «Вы знаете, мы сейчас готовим поверхность, грунтуем её, сушим», – объясняет художник. – «Долго будет держаться?», – продолжает допрос женщина. – «10 лет», – муралист указывает на обещания производителя краски. – «Из космоса будет видно, тоже правда?», – интересуется жительница города. – «Вообще со спутника должно быть видно», – объясняет художник.

Но рисование на горизонтальной, а не вертикальной поверхности – вынужденная мера. Сначала изображение хотели разместить на стене, но она оказалась объектом культурного наследия. Что в Севастополе не редкость, потому на согласование места для стрит-арта городским художественным советом порой уходит целых три месяца. Чтобы избежать проволочек некоторые художники предпочитают людным местам заброшенные здания, где окружающее пространство придаёт картине дополнительный таинственный колорит. Обязательный ритуал после завершения работы – фото на память, ведь предугадать, сколько рисунок проживёт, невозможно. К примеру – работа 2008 года.

«Лицо отодрали, ножки от стула, но зато дополнили такой шикарной надписью. Переживали люди за сохранность», – показывает муралист Алексей Кислов в одном из заброшенных севастопольских зданий.

Алексей Кислов – муралист, участвующий во многих мировых фестивалях стрит-арта. Его международный творческий путь начался со съёмок в проекте французского художника Жульена Малана в 2012 году. Сегодня севастополец верит в светлое будущее российского стрит-арта, правда, Алексей призывает всех внимательнее относиться к символам, перенесённым на стены.

Другая проблема существования на зданиях произведений искусства – необходимость изыскивать средства на их восстановление. А его нельзя назвать дешёвым. Например, роспись каждой из стенок скейт-парка в Арт-бухте стоила около 45 тысяч рублей. Это только за материалы, а прожило творение художника Кислова всего три месяца.

Сегодня надписи краской прямо поверх работы Алексея в скейт-парке нанесли другие художники. После этого в социальных сетях Кислова появились десятки комментариев, в которых пользователи интернета сочувствовали мастеру и выражали недоумение по поводу того, что арт-объект испорчен.

Но сам художник не удивлён. Он считает, чтобы искоренить такое явление как «бомбинг», нужно менять весь дизайн-код города, в том числе его рекламную составляющую.

«Чем это отличается от граффити, также несуразно, только еще в отличие от граффити хотят что-то мне продать», – указывает муралист Алексей Кислов на красный баннер с надписью «АТЕЛЬЕ», который закреплён на белой стене.

Ещё в прошлом году в севастопольском правительстве настояли на необходимости приводить к единому внешнему виду заборы и рекламные вывески, но пока результатов добиться удалось разве что на центральных улицах города, а вот в спальных районах по-прежнему засилье «кричащей» рекламы.

Увешанные баннерами здания художники сравнивают с газетой рекламных объявлений. Они такие же пёстрые и аляповатые. На этом фоне граффити теряются, а вопрос – человек формирует среду или среда человека – становится особенно актуальным.

Ещё одна капля в море проблемы существования граффити – несколько дней назад камеры наблюдения зафиксировали, как несколько мужчин испортили черными надписями белоснежные жалюзи в доме на улице Репина. После публикации в Интернете этого видео его «герои» позвонили владельцам испорченного имущества и предложили закрасить своё творение. Прописать в кодексе об административных правонарушениях отдельный состав, касающийся незаконных граффити, недавно предложили и депутаты Мособлдумы. Только вот найти преступников в таких случаях часто сложно, и потому путь воспитания уличной культуры кажется её представителям более реальным, чем ужесточение наказания

Анна Шустер, Виталий Козловский, Анастасия Пипенко




Комментарии
Минимальная длина комментария - 15 знаков.
Информация
Для комментирования требуется
Прокомментируйте и будьте первым!