• Канал Яндекс Дзен
EUR 00,00
USD 00,00
CNY 00,00
ГлавнаяМожет ли изменить Чёрное море новый рукотворный канал из Мраморного

Может ли изменить Чёрное море новый рукотворный канал из Мраморного

11.04.21 09:26
На этой неделе президент Турции объявил о готовности страны проложить новый судоходный канал между Мраморным морем и Чёрным. Искусственный водный путь длиной 45 километров разделит Стамбул и разгрузит пролив Босфор. Амбициозный торговый проект затронет и сферу безопасности. Проход военных кораблей в Чёрное море через турецкие проливы больше 80 лет регулирует конвенция Монтрё. О проекте канала «Стамбул» и его подводных камнях репортаж Вероники Андреевой.Вячеслав Мальцев 65 лет на флоте. Сейчас на его плечах — забота о 16 катерах и буксирах. Их готовит к выполнению задач, поддерживает на ходу.

На этой неделе президент Турции объявил о готовности страны проложить новый судоходный канал между Мраморным морем и Чёрным. Искусственный водный путь длиной 45 километров разделит Стамбул и разгрузит пролив Босфор. Амбициозный торговый проект затронет и сферу безопасности. Проход военных кораблей в Чёрное море через турецкие проливы больше 80 лет регулирует конвенция Монтрё. О проекте канала «Стамбул» и его подводных камнях репортаж Вероники Андреевой.

Вячеслав Мальцев 65 лет на флоте. Сейчас на его плечах — забота о 16 катерах и буксирах. Их готовит к выполнению задач, поддерживает на ходу. В 1990-х и 2000-х Вячеслав Сергеевич служил главным штурманом 30 дивизии надводных кораблей, а затем и всего Черноморского флота. Босфор проходил больше десятка раз. При северном ветре скорость течения достигает семи узлов, при этом ограничение для скорости кораблей — 10 узлов. О характере этого сложнейшего пролива можно судить по эпизоду с крейсером «Москва».

«Двустороннее движение, идёт встречный, впереди идёт малоскоростная цель. Нам её не обогнать, мы уменьшаем скорость, следовательно, крейсер теряет, грубо говоря, управление. Его течением разворачивает в узкой части. Но умелые действия капитана, командира, комдива, ну и штурмана были не последние там, поэтому с этой задачей справились. Так сказать, в сложных, очень сложных условиях, но мы вывернулись и вышли из пролива Босфор», — вспоминает капитан групповой 4 группы судов обеспечения 205 отряда судов обеспечения ЧФ; главный штурман ЧФ (2000 — 2009 гг.) Вячеслав Мальцев.

Похожие ситуации бывали не раз. За последние два года в проливе произошла 41 авария. Трафик напряжённый: за год Босфор преодолевают больше 50 тысяч судов: в четыре раза больше, чем Панамский и Суэцкий канал. Недавний инцидент в Египте стал ещё одним аргументом в пользу строительства дублёра Босфора — канала «Стамбул», который сможет пропускать 160 судов в день, в том числе и танкеры грузоподъемностью до 300 тысяч тонн.

«При подходе к проливу за 30 минут до входа в систему разделения движения корабль уже должен быть к проходу узкости. Корабль вовремя проходит ложится где-то порядка 20 курсов. Как я понимаю, канал-дублёр будет более-менее ровный, то есть не будет много поворотов, изменений курса. С навигационной точки зрения это разгрузит пролив и создаст более щадящую обстановку», — объясняет третий помощник капитана гидрографического судна «Донузлав» Павел Ильченко.

Строительство дублёра Реджеп Тайип Эрдоган анонсировал ещё 10 лет назад. Президент Турции отмечает, что новый канал не будет иметь отношения к конвенции Монтрё, которая регулирует заход кораблей в Черное море.

Документ обеспечивает беспрепятственный и бесплатный проход для всех торговых судов. Военные корабли любого класса в мирное время могут проводить страны черноморского региона, уведомляя турецкие власти. Для всех остальных государств есть ограничения. Их корабли могут находиться в акватории не больше трёх недель, а общий тоннаж не может превышать 30 тыс. тонн. Благодаря этому в Чёрное море, к примеру, не может зайти тяжёлый американский авианосец.

Маршрут канала «Стамбул» утверждён в 2018, а две недели назад — одобрен план строительства. Новая артерия протяжённостью 45 километров фактически превратит западную часть Стамбула и его окрестности в остров. В то же время следующий по ходу пролив — Дарданеллы — останется без дублёра и все также будет регулироваться конвенцией Монтрё. Западные страны ещё до подписания документа в 1936 году хотели видеть Чёрное море полностью открытым. Сейчас в этом отношении ничего не изменилось, считают политологи. Свои интересы в регионе преследует уже и Китай, и, как прежде, Великобритания, и, конечно, США.

«Они нашли возможности обхода конвенции, то есть на ротационной основе заводить сюда на каждые три недели, как того требуют статьи конвенции, военные корабли и, тем самым держать флот России в напряжении, но есть и другие пути обхода, они достаточно отработаны, например, Румынию и Болгарию насытить военными кораблями свыше того тоннажа, который предусматривает конвенция Монтрё и вот баланс сил поломан. То есть, в принципе, конвенцию Монтрё и сейчас можно обойти», — рассказывает доктор политических наук, заведующий кафедрой политологии СевГУ Александр Ирхин.

Анкара, в свою очередь, лавирует между сторонами. В стремлении стать мировой державой Турция хочет добиться утверждения своих позиций: и геополитических, и экономических. Босфор не приносит никаких дивидендов: их обеспечит канал «Стамбул». И на его строительство президент Эрдоган готов потратить больше девяти миллиардов долларов, тем более что опыт успешной реализации крупных инфраструктурных проектов у Турции есть. Другая сторона медали — экология. Мраморное море более солёное, чем Чёрное. Появится новый канал — водообмен усилится. Как именно — вопрос исследований, но, если изменения будут значительными, можно говорить и о плюсах, и о минусах для Чёрного моря.

«Плюсы в чём? Море будет сильнее вентилироваться по вертикали, будет меньше сероводородного заражения, оно будет отепляюще влиять на климат, с точки зрения минусов — как-то изменится фауна, упадёт уровень — немножко, где-то это будет значительно — в низменных областях, а, допустим, в гористых — будет незаметно», — объясняет доктор географических наук, заведующий отделом океанографии Морского гидрофизического института РАН Владимир Белокопытов.

Менее интенсивной станет циркуляция воды в Босфоре. Другой вопрос — что будет с водообеспечением Стамбула, ведь канал пройдет и по водохранилищам. Однако, министерство окружающей среды Турции уже одобрило проект. Но и здесь не без политики. Экология может стать рычагом для того, что направить часть трафика из бесплатного Босфора в новую платную для прохода артерию. И президент Эрдоган уже заявил, что Турция готова без колебаний пересмотреть любую договоренность, чтобы заключить выгодную сделку. Однако подчеркнул, что сейчас планов по выходу из конвенции Монтрё нет.

Вероника Андреева, Антон Терешкин, Александр Попов и Екатерина Малунова




Комментарии
Минимальная длина комментария - 15 знаков.
Информация
Для комментирования требуется
Прокомментируйте и будьте первым!