Севастопольские учёные раскрыли тайну необычной находки из крепости Чембало
Одна их находок при раскопках в крепости Чембало – осколки двухцветной посуды с изображением пары рук. Символика в искусстве итальянских художников, и место находки – помогли севастопольским ученым разгадать тайну необычной находки. Тему изучала Евгения Квашнина.
Всего два кусочка керамики. Наталья Гинькут увидела в них детективный сюжет. Главный вопрос учёного к этим осколкам: что за смысл вложил автор в рисунок на чаше. Наталья тщательно изучила изображение.
«Это так называемая полихромная майолика — только она в данном случае двухромная. Сделана в голубом и жёлтом стиле. Очень популярна была не только в итальянском регионе, но и по всему Средиземноморью, — рассказывает учёный секретарь музея-заповедника „Херсонес Таврический“ Наталья Гинкут. — Очень оригинальный сам по себе рисунок. Здесь изображено рукопожатие правых рук».
Образ для Херсонеса не новый. На этих геммах — камнях, которыми украшали кольца и перстни — скрещенные чёрточки. Через лупу можно разглядеть рукопожатие в обрамлении пшеничных колосьев и пальмовые ветви. Это уже влияние Рима.
«Всё это, как символы процветания и благополучия, должно было отражать силу центральной власти в объединённой Империи. И таким образом императоры рассчитывали усилить своё влияние, особенно в отдалённых провинциях», — говорит научный сотрудник отдела подводной археологии музея-заповедника «Херсонес Таврический» Елизавета Краснодубец.
Многие перстни принадлежали расквартированным здесь римским легионерам. Но, часть из них — из женских могильников. Учёные уверены: если дело касалось женщин, смысл жеста менялся.
Две фигуры, держащиеся за руки, ещё толковали так: император и его августа, знак, что в крепкой империи — крепкая семья. Но чаша, обнаруженная учёными, старше этих гемм на X веков. Римского военного присутствия в Северном Причерноморье больше нет. Павшей империи символ единства уже не нужен. Поэтому учёные пришли к выводу — мирное толкование пережило военное.
«Скорее всего, эта вещь была подарена. Подарена или невесте, или уже жене, в знак верности, любви — потому что само изображение символизировало именно это», — пояснила учёный секретарь музея-заповедника «Херсонес Таврический» Наталья Гинкут.
Подтверждение своим догадкам учёные нашли в истории искусств. Художники эпохи Возрождения так документировали семейный союз. Если мужчина и женщина на картине держатся за руки, значит, они собираются или уже вступили в брак. Это оказалось финальным доказательством — «дело керамической чаши» учёные считают раскрытым.
Чашу, сделанную в Северной Италии, нашли здесь, у северо-восточной линии генуэзской крепости Чембало. Чашу могла привезти сюда семья невесты как «дорогой сердцу подарок», или жених привёз её со свой родины. Обряд рукопожатия, обещал счастье — пусть и за две тысячи километров от дома.
Евгения Квашнина, Михаил Шурмель