В Севастополе впервые прозвучала Седьмая симфония Шостаковича
В этой симфонии грохот бомбёжек превратился в музыку. Легендарную «Ленинградскую» для севастопольцев играют впервые. В самом большом концертном зале города. Ведь чтобы её исполнить, нужен расширенный состав оркестра. А это около 120 инструментов.
И управлять таким коллективом непросто. Масштаб и исторический контекст заставляют дирижёра почувствовать: он не только направляет мелодию, но и сам, отчасти, воюет.
Чтобы «поймать» настрой, не обойтись без обращения к истории — Шостакович дописал симфонию в 1942 году, тогда же в Ленинграде измождённые голодом музыканты под руководством Карла Элиасберга её исполнили — за 2,5 года до победы, это был приговор фашизму в музыке. Слова Шостаковича губернатор Севастополя зачитывает со сцены.
Красота произведения — в его четырёхчастной структуре. Сначала простая, как бы приплясывающая, мелодия набирает силу в литаврах и барабанах. Это война, идущая на город. Её сменяет романсовая тема гобоя. Третья часть про ренессанс, возрождение жизни. Работа над четвёртой у Шостаковича шла тяжелее. С помощью музыки нужно было создать светлый порыв веры. Всю историю воедино собирают духовые инструменты. Сольные партии небольшие. Интересна роль кларнета. Он связывает лирический и трагический апофеоз.
В 1942 году произведение исполняли, чтобы приблизить праздничный салют. Сейчас, чтобы ещё раз вспомнить главную идею симфонии. Суровая и лиричная, она, как писал Алексей Толстой, «посвящена торжеству человеческого в человеке».
Софья Кайгородцева, Александр Попов, Анастасия Пипенко