• Канал Яндекс Дзен
EUR 00,00
USD 00,00
CNY 00,00
ГлавнаяСюжетыВ Севастополе впервые прозвучала Седьмая симфония Шостаковича

В Севастополе впервые прозвучала Седьмая симфония Шостаковича

28.01.24 11:22
В честь 80-летия полного снятия блокады Ленинграда, в Севастополе впервые прозвучала легендарная Седьмая симфония Шостаковича. На сцене Дворца культуры рыбаков выступили сразу два коллектива — Севастопольский симфонический оркестр и Военный оркестр штаба Черноморского флота. Как музыкальная структура делает это произведение особенным? И почему «расшифровать» Шостаковича — непростая задача для музыкантов? Расскажет Софья Кайгородцева.

В этой симфонии грохот бомбёжек превратился в музыку. Легендарную «Ленинградскую» для севастопольцев играют впервые. В самом большом концертном зале города. Ведь чтобы её исполнить, нужен расширенный состав оркестра. А это около 120 инструментов.

И управлять таким коллективом непросто. Масштаб и исторический контекст заставляют дирижёра почувствовать: он не только направляет мелодию, но и сам, отчасти, воюет.

«Вся симфония требует огромной отдачи, потому что, если есть батальные сцены, они требуют очень большой физической силы, а если есть лирические, философские темы, которые отражают переживания людей, мучения людей, мечты, воспоминания, вот эти сцены они требуют очень большой концентрации, внутренней работы», — рассказал дирижёр Владимир Ким.

Чтобы «поймать» настрой, не обойтись без обращения к истории — Шостакович дописал симфонию в 1942 году, тогда же в Ленинграде измождённые голодом музыканты под руководством Карла Элиасберга её исполнили — за 2,5 года до победы, это был приговор фашизму в музыке. Слова Шостаковича губернатор Севастополя зачитывает со сцены.

«Шостакович в те дни писал своему другу: „Я не мог поступить по-другому и не сочинить её. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается, в собственной музыке“», — отметил губернатор Севастополя Михаил Развожаев.
«Создавалась она в таком порыве. Это было настолько сделано от души. То есть вся душа Шостаковича, вот она уже эту музыку слышала и хотела донести до народа», — поделилась лектор-музыковед Ирина Слуцкая.

Красота произведения — в его четырёхчастной структуре. Сначала простая, как бы приплясывающая, мелодия набирает силу в литаврах и барабанах. Это война, идущая на город. Её сменяет романсовая тема гобоя. Третья часть про ренессанс, возрождение жизни. Работа над четвёртой у Шостаковича шла тяжелее. С помощью музыки нужно было создать светлый порыв веры. Всю историю воедино собирают духовые инструменты. Сольные партии небольшие. Интересна роль кларнета. Он связывает лирический и трагический апофеоз. 

«Когда сам играешь, у тебя, вот на самом деле, мурашки бегут по спине. И очень тяжело бороться с этим чувством, чтобы всё получилось», — подчеркнул солист оркестра Владимир Аникин.

В 1942 году произведение исполняли, чтобы приблизить праздничный салют. Сейчас, чтобы ещё раз вспомнить главную идею симфонии. Суровая и лиричная, она, как писал Алексей Толстой, «посвящена торжеству человеческого в человеке».

Софья Кайгородцева, Александр Попов, Анастасия Пипенко




Комментарии
Минимальная длина комментария - 15 знаков.
Информация
Для комментирования требуется
Прокомментируйте и будьте первым!