О зарождении русской авиации рассказали в Севастополе
Острая необходимость в развитии морской авиации в России появилась во время русско-японской войны 1904–1905 годов. Создание воздушной обороны империи началось с обращения великого князя Александра Романова к российскому обществу, которое жертвовало средства на усиление флота. Тогда государственной задачей стало обучение лётчиков и создание отечественных самолётов.
Русскую морскую авиацию пилоты развивали ценой своих жизней. Но именно благодаря им Севастополь стал одним из центров воздушного флота России. Ещё за несколько месяцев до основания школы был совершён первый полёт на аэроплане.
Первый выпуск квалифицированных лётчиков из авиашколы состоялся в 1911 году. Но в последствии из-за сложных климатических условий, учебное заведение решили перенести с Куликова поля в Качу. Там большее количество солнечных дней, подходящая роза ветров и ландшафт.
К 1913 году в Каче построили уже целый комплекс: мастерские, ангары, административные здания, казармы для личного состава. Сооружения сохранились до наших дней, но теперь это жилые дома. О былых временах напоминают только львы и аллея Лётчиков-героев. Здесь и учились пилотированию будущие асы России.
Здесь располагалась взлётно-посадочная полоса. Лётчики выезжали на стартовую позицию и ждали сигнал. Его подавали из стеклянной рубки, которая находилась на крыше центрального административного здания. Наблюдатель оценивал обстановку: направление ветра и отсутствие на пути других самолётов. А после давал отмашку пилоту на разрешение или запрет на взлёт.
Изначально в задачи пилотов входили разведка и наблюдение. Позже самолёты начали использовать для корректировки огня. К началу Первой мировой войны в России насчитывалось 244 аэроплана и 14 дирижаблей. Тогда в Севастополе было создано уже несколько лётных отрядов.
Огромный вклад в становление морской авиации внёс Дмитрий Григорович. Авиаконструктор создал легендарный гидроаэроплан М-5. Именно на таких моделях севастопольские лётчики 6 февраля 1916 года совершили первый в мире воздушный налёт на порт. Задачей было — отрезать угольную артерию в Турции, которая снабжала корабли противника. И предупредить наступление на главную базу Черноморского флота. Немецкий линкор «Гебен», готовившийся атаковать Севастополь, не дошёл до Крымского полуострова из-за отсутствия топлива.
С этого боя началась новая эпоха не только в самолётостроении, но и в тактике ведения морского боя. Прыжок с парашютом стал основой для спасения пилотов из подбитых и вышедших из строя самолётов. Началось освоение фигур высшего пилотажа. И севастопольцы во многом были первыми.
Анна Кирщеня, Эдуард Новожилов, Антон Терёшкин, Анастасия Пипенко