В День науки ещё и день открытого трапа состоялся на судне «Пионер-М». Это настоящий плавучий полигон для изучения моря и отработки передовых технологий Севастопольского госуниверситета. Репортаж Ростислава Колмагорова.
Никита Баранов родом из Сочи, а в Севастополь приехал специально, чтобы учиться в СевГУ. В День российской науки студенту повезло — оказаться на борту инновационного, в перспективе так и вовсе безэкипажного научно-исследовательского судна «Пионер-М».
«По профилю я программист, но по душе я и моряк, и космонавт. Мне по своей научно-исследовательской натуре интересно вообще всё. У меня был интерес узнать о корабле поподробнее, потому что он сделан с расчётом на малое количество экипажа и создан из других материалов, отличных от классического судостроения. Композиты, а не цельнометаллический корпус, как на других кораблях», — рассказал студент СевГУ Никита Баранов.
По такой же композитной технологии военно-морской флот строит тральщики — чтобы корпус не видели магнитные мины. Здесь задача научная — меньше металла, меньше искажений для исследовательских приборов. Преподаватель СевГУ Станислав Шоларь следит за этой историей с самого начала проектирования. Ещё в 2017 году поставил себе цель — обязательно побывать на борту «Пионера».
«Посмотреть, что получилось. Обладая некоторым опытом хождения на "Водяницком", хотелось посмотреть, насколько удобно судно "Пионер-М". Судно новое, красивое, но в плане насыщения научным оборудованием, в плане лебёдок, пока ещё не совсем продумано. Понимаю, надстройку нужно ещё адаптировать под научные задачи», — подчеркнул доцент базовой кафедры «Инновационное судостроение и технологии освоения шельфа СевГУ» Станислав Шоларь.
Капитан рассказывает гостям: управлять всем судном можно так и вовсе одной рукой. Как в компьютерной игре — задавать курс этим джойстиком. Среди этого многообразия автоматизации и цифровизации настоящей диковинкой выглядит аналоговые приборы. Здесь они все собраны в одном красном углу.
«Если вдруг судно будет обесточено, мы лишимся электронной картографии — мы всё равно сможем нанести позицию судна на бумагу. С помощью аналогового барометра видеть погоду в будущем. Используем также аналоговый кренометр, чтобы видеть крен судна. Также, как магнитный компас всегда нам укажет курс.»
— И часы тоже механические?
«Да, будет вестись учёт. Можно с помощью часов посчитать скорость судна. Поэтому аналоговые приборы всегда были и будут на судне», — рассказал капитан НИС «Пионер-М» Борис Глаговский.
Даже когда всё управление возьмёт на себя система безэкипажной навигации. Её настройка и испытания начнутся уже в ближайшем рейсе «Пионера».
Ростислав Колмагоров, Антон Терёшкин, Анастасия Пипенко
Подписывайтесь на «Вести Севастополь» в Telegram, YouTube, Дзене, Вконтакте, Одноклассники и Rutube
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter