Печальный Пьеро, русский шансонье, поэт и актёр. Всё это об Александре Вертинском, в чьей биографии больше легенд, чем фактов. По одной версии он родился 20 марта 1889 года, по другой — 21. Даже его пребывание в Севастополе долгое время было под вопросом. Связь Вертинского с Крымским полуостровом искала Софья Кайгородцева.
В программу музыкальных школ Александр Вертинский не включён. Его творчество изучают единицы, а романсы исполняют редко. Всё, что осталось от его связи с Севастополем — здание на площади Нахимова, бывшая гостиница «Киста». Именно здесь во время гастролей остановился «поэт, странно поющий свои стихи».
«Эта гостиница в дореволюционном Севастополе считалась одной из самых лучших и престижных. До революции здесь был телефон, электрическое освещение, собственный автомобиль, тёплые морские ванны. В данном случае эта эклектика очень такая сдержанная и лаконичная. Вся история нашего города за последние 130 лет, она, вот можно сказать, через это здание прошла», — рассказал историк, экскурсовод Степан Самошин.
В Крым Вертинский приехал вместе с московским театром. Но хронологию выступлений описать сложно. «Белые» газеты и архивы, вывезенные после революции, сейчас хранятся за границей. Одно можно сказать точно: в Севастополе Вертинский пел в 1919 году.
«Вертинский выступал чаще всего в театре „Ренессанс“ на Приморском бульваре. Прощальный вечер его в Севастополе состоялся в театре „Ампир“, который находился на улице Большая Морская», — отметила доцент кафедры «Русская филология и русский язык как иностранный» СевГУ Виктория Миленко.
Вертинский выходил на сцену с нарисованными бровями, в кружевном жабо и тёмной шапочке. Это был образ печального Пьеро. Каждый романс как отдельная история, пронизанная меланхолией. Так откуда взялась печаль? По словам исследователей, сказался XX век — непростые годы гражданской войны и революции. «Деньги уже ничего не стоили. За ведро воды нужно было платить 100 тысяч рублей. Мне предложили гастроли. Я отказался. Петь было нелепо, ненужно и бессмысленно». И всё же Вертинский пел. А его манеру до сих никто не может передать полностью.
«У него было невероятно выразительные руки, кисти рук, „говорящие руки“. Самое тяжёлое — это работа над его интонационными особенностями. У каждой ноты есть не то что полу, а какие-то четверти. 10 тонов в одной ноте. Где-то вниз уйти, где-то с хрипотцой добавить, и это очень тонкая грань, потому что повторить его невозможно», — подчеркнул режиссёр театра «Психо Дель Арт» Александр Шамрицкий.
«Его манера — это напевный, жеманный речитатив с выразительным грассированием и наполненный какими-то внутренними, лирическими эмоциями», — поделилась преподаватель Севастопольской детской школы искусств Марина Ямщик.
«Дело в том, что сам Вертинский даже не знал нот. И он свои музыкальные произведения напевал друзьям, а они записывали с его, скажем так слов. Он был великолепный артист, в первую очередь. Он был поэт. И свою мелодическую линию он подстраивал под интонацию стиха», — заявила преподаватель Севастопольской детской музыкальной школы №3 Янина Кравец.
«Исходной точкой была влюблённость в русскую речь, воспетую Бальмонтом, и протест против рутины, царившей 200 лет в русских романсах». Он создал собственный жанр «ариеттки» и в песнях рассказывал истории простых людей. В том числе рассказал и свою. «А потом — города, степь, дороги, проталинки… Я забыл то, чего не хотел бы забыть». Написанное в Крыму «За кулисами» — о любви и нелегкой судьбе исполнителя-эмигранта.
Софья Кайгородцева, Виталий Козловский, Анастасия Пипенко
Подписывайтесь на «Вести Севастополь» в Telegram, YouTube, Дзене, Вконтакте, Одноклассники и Rutube
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter