• Канал Яндекс Дзен
EUR 00,00
USD 00,00
CNY 00,00
ГлавнаяСюжетыКак построили единственный на крымском полуострове акведук

Как построили единственный на крымском полуострове акведук

26.07.24 16:45
Севастополь готовится к празднованию Дня военно-морского флота. Город славится выдающимися флотоводцами. Один из них — Михаил Лазарев. Под его руководством Черноморский флот укомплектовали кораблями и личным составом, вооружили новыми артиллерийскими системами. Позже период расцвета и активной застройки города станут называть Лазаревской эпохой. Благодаря командующему возвели десятки новых зданий и уникальных сооружений, среди которых самотёчная система водоснабжения, подобная римской. Анна Кирщеня — о том, как и зачем построили единственный на крымском полуострове акведук.

Вопросом водообеспечения города задался ещё Потёмкин. В недавно основанном Севастополе был дефицит пресной воды. По указанию князя в 1784 году источник был найден, но в восьми километрах от города.

«Проектов было несколько. Изначальный проект предполагал заведение воды с помощью керамических труб, он был реализован. Но когда он был реализован, поняли, что всё равно даже этого количества не хватает. Поэтому в 40-е годы благодаря Михаилу Петровичу Лазареву был инициирован новый проект, и воплотил его в жизнь английский инженер на русской службе по фамилии Уптон», — рассказал руководитель Севастопольской региональной общественной организации сохранения исторического наследия «Гренадёр» Илья Давыдов.

По проекту возвели пять или шесть акведуков — данные в источниках разнятся. Вода из реки Чёрной, тогда Чоргунь, по системе поступала в Инкерманскую долину, а оттуда в Корабельную бухту, в доки Лазаревского адмиралтейства — ныне там располагается завод имени Орджоникидзе.

Длина всей системы превышала 15 километров. Комплекс включал в себя акведуки, каналы и даже тоннели прорубленные сквозь инкерманские скалы. Здесь, в Каменоломенном овраге, участок протяжённостью 60 метров вместил 10 арок. Сооружение пережило даже немецкие бомбардировки и было разобрано уже после войны. До наших дней сохранилась лишь небольшая часть кладки.

Историков и исследователей больше поражает высота акведука — семь метров. Сохранившиеся пролёты доказывают величие сооружения и заставляют задуматься об уникальных технологиях строительства и колоссальной работе.  

«На акварели 1836 года изображён очень красивый герб Георгия Победоносца, видимо он выполнялся в камне. На картографическом материале 1870-х примерно годов отражены дома каменотесов. То есть вот этот Каменоломенный овраг. Многие же думают, что вот здесь добывали камень в Монастырской скале, но это было чуть позже, а вообще вот рубка камня осуществлялась как раз недалеко от акведука. Поэтому с другой стороны вот видимо, его строить было с этой точки зрения не так затратно», — отметил кандидат исторических наук Вадим Прокопенков.

В XIX веке одной из главных целей стало наполнение доков. Всё дело в морском черве, который поедал деревянные корабли, выгрызая даже сквозные дыры, но погибал в пресной воде. Однако, если изначально по проекту вода должна была поступать за три дня, после строительства выяснилось, что этот процесс занимает три недели. Проблему решили специальные насосные станции, и Черноморский флот смог избавляться от вредителя.

«И конец 50-х годов-начало 60-х — это серьёзная техническая революция на флоте. Это замена парусного деревянного флота, прежде всего на паровой флот. Это были железные корабли. С железными корпусами. Вот эти сооружения, по-видимому, оказались не нужными в какой-то степени. Больше того, я бы сказал, что может быть городу и нужно было бы водоснабжение. Но надо понимать, в каком состоянии Севастополь находился после 1855–1856 годов. Более 25 лет фактически город лежал в руинах», — заявил председатель Совета регионального отделения РВИО в Севастополе Дмитрий Серов.

После Крымской войны, за отсутствием необходимости и ресурсов, систему акведуков решили не восстанавливать. Однако, несмотря на колоссальные разрушения в годы второй обороны города и время, сооружения сохранились до наших дней. После освобождения Севастополя, сооружениям в Ушаковой балке нашли и другое, временное применение.

«Нахимова, Ленина, Большая Морская — конечно, потребовалось время, чтобы всё это спроектировать. А Корабельную строили, если вы пройдёте по этим улочкам, то обратите внимание, что строились из подсобного материала, который был под рукой. Эти здания ещё пока сохранились. Так вот то, что сегодня мы здесь видим, что вот эта самодеятельность местных жителей, которые строили и жили. Жить то негде было после войны, никаких зданий то не было», — поделился житель Севастополя Георгий Брызгалов.

А вот части акведука в Аполлоновой балке до сих пор служат стенами жилых помещений. Здесь дома также были возведены в послевоенные годы. Но теперь строительство на этой территории запрещено. Защитные зоны объектов культурного наследия, протяжённостью 150 метров действовали и раньше, но в мае 2023-го в правила внесли изменения.

«Мы установили охранную зону — это где на сегодняшний день нет застройки. И охранная зона не позволяет строить новые объекты капстроительства. И зона регулирования застройки, эта зона не позволяет строить выше существующей застройки. То есть градостроительную среду как бы в этой части мы максимально сохраняем», — подчеркнула заместитель начальника Управления охраны объектов культурного наследия Севастополя Светлана Никитина.

Две героические обороны, восстановление и застройка города не смогли уничтожить уникальные сооружения. Как и попытки врага навязать свою историю и взгляды на жизнь не смогли отнять у севастопольцев память о выдающемся флотоводце Михаиле Лазареве. Адмирале, который строил Черноморский флот и белый город у Чёрного моря.

Анна Кирщеня, Антон Терёшкин, Эдуард Новожилов




Комментарии
Минимальная длина комментария - 15 знаков.
Информация
Для комментирования требуется
Прокомментируйте и будьте первым!