Завтра исполнится 207 лет со дня рождения мариниста, воспевшего победы русского флота, ставшего первым художником Главного военно-морского штаба. Иван Айвазовский был знаком с прославленными адмиралами: Лазаревым, Корниловым, Нахимовым, дважды во время Крымской войны навещал осаждённый Севастополь, участвовал в морских походах и писал сражения парусников так, что по его картинам можно восстановить историю тех боёв. Ольга Щирица — о том, благодаря чему художник стал таким популярным на флоте.
Вот он флагман Черноморского флота — линкор «Двенадцать апостолов» кисти Ивана Айвазовского. Весной 1846 года пять военных кораблей во главе с линкором под общим командованием Владимира Корнилова прибыли в Феодосию, чтобы отсалютовать художнику в честь 10-летия его творческой деятельности и возвращения в родной город. Айвазовскому всего 29 лет, а его уже чествует эскадра, на праздник приезжает командующий — адмирал Лазарев, зарождается новая морская традиция.
«С тех пор все ежегодные манёвры, стрельбы Черноморского флота заканчивались около акватории Феодосии и заканчивались большим балом. В одной из бальных зал мы сейчас находимся. По уставу каждый крупный корабль российского флота имел свой оркестр, и вот с кораблей приходили оркестры, каждый большой зал имел балкон. Открывались окна и двери, на балконе усаживался оркестр, играли три оркестра, возможно, три разных мелодии, потому что в трёх залах были танцы», — рассказала директор Феодосийской картинной галереи имени И. К. Айвазовского Татьяна Гайдук.
Дом Айвазовского в Феодосии снова открыт для посетителей. Во время реконструкции здесь попытались приблизить интерьеры к тем, что были созданы ещё при жизни художника. Красный цвет стен, выгодно оттеняющий серо-синие краски на полотнах, это идея Ивана Константиновича. Большой зал под световым фонарём — тоже, чтобы в зависимости от времени суток и времени года восприятие картин менялось.
«Это то, что Айвазовский подсмотрел в своё время в банках. В крупных банках в операционных залах стали делать такие фонари, и Айвазовским был первым, кто перенёс такой фонарь в музейное помещение. И несмотря на то, что во многих залах сейчас включено искусственное освещение, самый яркий свет здесь», — отметила Татьяна Гайдук.
Корабль «Двенадцать апостолов», изображённый на восьми полотнах Айвазовского, был затоплен в феврале 1855-го в Севастопольской бухте, чтобы в неё не смогла зайти англо-французская эскадра. Художник дважды приезжал в осаждённый Севастополь, и события Крымской войны нашли отражение в его картинах. Одна из них, показывающая первую бомбардировку города, хранится в музее Черноморского флота.
«Эту картину музею подарил сам Александр II. Иван Константинович её написал именно для подарка нашему музею. Здесь изображен вечер 5 октября — первое бомбардирование Севастополя. Здесь автор изобразил эмоциональную составляющую, говоря современным языком: „А завтра была война“», — заявил заведующий музеем Черноморского флота Владимир Клюев.
«Он начал поддержку Севастополя с того, что в его имениях шили матрасы, наполняли их сеном и отправляли в госпиталя Севастополя. Потом он открывает выставку своих картин в осаждённом Севастополе», — подчеркнула Татьяна Гайдук.
Подбирает полотна — такие, как «Синопский бой», «Хиосское сражение» про победы русского флота, чтобы поддержать дух защитников города. В мастерской Айвазовского хранились чертежи всех крупных кораблей Черноморского флота, и посещение этой выставки по эффекту воздействия на моряков можно было бы сравнить с просмотром патриотического фильма сейчас.
«Когда Павел Степанович увидел Синопское сражение, это зарево огня и так далее, он сказал: „Как Вы можете, не бывая там, Иван Константинович, написать так точно, если Вы там были?“ Но на самом деле Иван Константинович просил Павла Степановича, чтобы он нарисовал, где какие находились корабли, где были бастионы, редуты, где происходили какие взрывы и так далее», — поделился Владимир Клюев.
«Он достаточно профессионально изображал сражения, но однажды получилось так, что участники одной из битв той кампании увидели картину Айвазовского на этой выставке, в которой, как им показалось, не достаточно точно был описан какой-то момент сражения, и он прямо на выставке переписал эту картину так, что она соответствовала исторической правде», — рассказала Татьяна Гайдук.
Действительный тайный советник, первый художник Главного штаба ВМФ с правом ношения морского мундира, академик Императорской академии художеств, Айвазовский был приятным в общении, доступным — и на флоте его любили не меньше, чем адмирала Нахимова. Не зря же говорят: чем человек умнее, тем он проще. И ещё одна отличительная черта гения — невероятная работоспособность.
«Он работал быстро, за свою жизнь он написал около шести тысяч картин, многие из которых просто огромного размера. Вот „Среди волн“ три на четыре метра, это 12 квадратных метров, это не предел — в глубине сцены „От штиля к урагану“ — два на семь метров, 14 квадратных метров», — отметила Татьяна Гайдук.
В коллекции Национальной галереи в Феодосии 416 картин Айвазовского, и на большинстве из них — корабли Черноморского флота, сражения, принёсшие славу России. До самой смерти художник поддерживал отношения со многими морскими офицерами и писал картины об осаде Севастополя и других событиях Крымской войны, на которых легко узнаются наши знаменитые адмиралы.
Ольга Щирица, Ольга Чернецкая, Виталий Козловский, Антон Терёшкин
Подписывайтесь на «Вести Севастополь» в Telegram, YouTube, Дзене, Вконтакте, Одноклассники и Rutube
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter