На линии затопления кораблей в Севастополе предлагают установить видеокамеры

08.09.2020 21:21 786Оцените статью: -----
На линии затопления кораблей в Севастополе предлагают установить видеокамеры

Место, где в начале обороны Севастополя были затоплены корабли, сейчас исследуют подводные археологи, и они уже сделали интересные находки. Правда, не все из них относятся к середине XIX века. Как начиналась первая оборона Севастополя, и где в городе можно увидеть предметы, которые помнят вице-адмирала Корнилова и других героев Крымской войны, репортаж Анны Шустер.

Технологии будущего для познания тайны прошлого - в годовщину затопления кораблей в Севастопольской бухте учёные и студенты СевГУ надеются найти на дне новые артефакты, и пока робот «Марлин» работает на глубине 17 метров, на берегу - в Михайловской и Константиновской батареях гостям музейных комплексов рассказывают о деталях тех роковых дней.

«8 сентября 1854 года состоялось Альминское сражение, в котором, к сожалению, русская армия проиграла. Князь Меншиков отвёл войска к Севастополю, и перед ним встала дилемма - оборонять Севастополь или уйти в Бахчисарай, чтобы нависать над тылами союзных войск. Он выбрал второй вариант», - рассказывает историк-краевед Юрий Пикалов.

Тогда к Меншикову был вызван начальник штаба Черноморского флота. Вице-адмирал Корнилов получил устный приказ - затопить при входе в бухту старые корабли для предотвращения прорыва вражеской эскадры, но интересно, что повиноваться вице-адмирал не спешил. 9 сентября он собрал совет и предложил флоту выйти в море и атаковать противника, зная при этом, что гибель почти неизбежна - в распоряжении неприятеля пароходы, а у русского флота в основном парусные суда.

«Это же бунт был, если так говорить своими словами, потому что приказ Верховного главнокомандующего обсуждался. Меншиков прибыл и второй раз в ультимативной форме Корнилову дал приказ, он звучал так - или вы отправляетесь немедленно к новому месту службы в Николаев, или выполняете приказ, ну, Корнилов не мог бросить свой флот. Он согласился выполнять», - говорит историк-краевед Юрий Пикалов.

В 6:00 вечера 10 сентября над зданием Морской библиотеки подняли флаг Российской империи. Это был сигнал к затоплению флота - поперёк фарватера, между Константиновской и Александровской батареями, на дно легли пять линейных кораблей и два фрегата. Так началась 349-дневная оборона города. Ближе к зиме бури разрушили подводное заграждение, и тогда было решено создать вторую линию затопления.

Последние суда Черноморской эскадры были затоплены в разных частях Севастопольской бухты при отходе войск на Северную сторону в конце августа 1855 года, часть орудий с них сняли и вместе с экипажами отправили для защиты города на бастионах. Одна из пушек, снятая с корабля, предназначенного для затопления, экспонируется на Малаховом кургане. Она была найдена в земле на глубине 40 сантиметров во время реконструкции мемориального комплекса в 2016 году. Любопытно, что по книге 1859 года учёным удалось выяснить, с какого корабля была снята эта пушка.

«О том, что эта пушка была снята с корабля «Великий князь Константин» пишет адъютант вице-адмирала Корнилова Жандер в своём труде – «Материалы по истории обороны Севастополя и биография вице-адмирала Корнилова», - пояснила заведующая сектором «История Крымской войны» Севастопольского военно-исторического музея-заповедника Ольга Богаченко.

Оценивая затопление кораблей как исторический факт, можно сказать однозначно: если бы вход не был заграждён таким образом, флот противника проник бы в бухту после первого же выдержанного огня. Размышляя над морским гамбитом, кандидат исторических наук Виктор Лебединский вместе с коллегами выходит в море и делает на месте затопления кораблей еще одно открытие - уже времён Великой Отечественной войны. На дне бухты обнаружен остов судна.

«Судя по его форме, размерам и месту, где его обнаружили, это остатки лихтера «Бессарабия», он входил в последний конвой немецкий, который сюда вошёл уже утром 9 мая 1944 года, и не зная, что город уже освобождён, этот конвой попал под огонь полевой артиллерии», - рассказал кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра морских исследований СевГУ Виктор Лебединский.

Продолжая исследовать судно, Виктор Лебединский делится с коллегами идеей установить на дне по линии затопления кораблей видеокамеры и транслировать с них картинку в режиме онлайн на мониторы на набережной, чтобы жители и гости города, во-первых, видели, как изменчив мир на дне моря, а во-вторых, всегда помнили о жертве, на которую в 1854 году пошёл флот, чтобы выиграть самое ценное - время.

Анна Шустер, Наталья Бабкевич

 

Понравилась новость, поделитесь с друзьями:

"Вести ФМ Севастополь"
Специальный проект «Первый по праву»
Читайте интересные факты о городе на сайте vesti92.ru
#первыйпоправу

Подписывайтесь на Вести.Севастополь в социальных сетях
InstagramОдноклассникиВКонтакте,
FacebookTwitter и Telegram.

Прямой эфир, выпуски и сюжеты Вести.Севастополь можно смотреть
на нашем канале в YouTube, а также прямо на сайте Live


Новости по теме