Как проходит реставрация Таврической лестницы в Севастополе
Для опытных реставраторов это до сих пор загадка — как вообще некоторые детали держались на фасаде дома № 8 по улице Гоголя. 50-килограммовый кронштейн — не самый тяжёлый элемент декора, который мог свалиться на голову прохожим.
Воссоздать элементы кровельной балюстрады — задача скульптора Юлии Ворониной. Эту балясину она склеила из десятков других. Вот так декор выглядел в оригинале.
Можно было выточить деталь на токарном станке или же просто заказать по каталогам готовую. Но здесь принципиально другой подход — материалы, пропорции и даже несовершенства геометрии — всё нужно сделать точно также, как послевоенные строители.
Точно также возвращают первоначальный облик и «Таврической лестнице». Строители очистили от слоёв краски и шпатлёвки тумбы. В таком обнажённом виде они и останутся, но камень укрепят специальной химией.
Учимся разбираться в сортах камня. Вот это крымбальский. Он плотный, у него фактура зернистая, как будто спрессованные хлебопекарные дрожжи. А это ракушечник, у него фракция крупнее, даже видно остатки панцирей древних морских животных. Цвет, при этом, не обязательно должен быть такой желтый. Это тоже крымбальский камень, но он светлее. А это известняк, который привезли из-под Феодосии. Но вот из-за разности почв у всех камней получился разный оттенок.
Ступени лестницы тоже выполнены из особого материала. Это не гранит, а ближайший его родственник — диорит. По одной из версий, его после войны добывали где-то в Крыму, поэтому и решили здесь использовать. Но есть и другое объяснение, как минерал попал на полуостров.
Такая версия хорошо сочетается с эстетикой «Таврической лестницы». Ведь в ней есть и строгость линий из античности и монументальность от послевоенного классицизма. Но главное в этом архитектурном ансамбле всё же прямое и даже утилитарное назначение — быть лестницей, главной на центральном холме.
Ростислав Колмагоров, Виталий Козловский