• Канал Яндекс Дзен
EUR 00,00
USD 00,00
CNY 00,00
ГлавнаяСюжетыВ Севастополе готовятся отметить 100-летие со дня рождения Владимира Розенбергера

В Севастополе готовятся отметить 100-летие со дня рождения Владимира Розенбергера

29.09.23 21:38
В Севастополе готовятся отметить 100-летие со дня рождения Владимира Розенбергера. Он почти 40 лет посвятил работе в музыкальной школе № 1. Многие его выпускники соберутся завтра в большой зале школы на улице Коломийца. Как Владимир Давыдович находил подход к своим ученикам? И как складывался его творческий путь? Расскажет Ольга Чернецкая.

Музыка из кинофильма «17 мгновений весны» — часть концертной программы, посвященной 100-летию Владимира Розенбергера. Он 40 лет проработал в первой музыкальной школе Севастополя. И сейчас несколько поколений учеников отдают дань памяти педагогу, который вдохновил их на творчество. Среди них и Левон Вознесенский. Его родители дружили с семьёй Розенбергеров.

«Я почти с рождения знаком с этой семьёй. А потом мне ещё повезло, что я попал в класс к нему как учащийся. Мне повезло ещё и то, что я с Владимиром Давидовичем общался помимо того, как ученик, ещё общался внеурочное время. Наши родители дружили, все праздники мы проводили вместе семьями», — говорит заведующий музыкальной частью театра имени Б. А. Лавренёва Левон Вознесенский.

Ученики вспоминают Владимира Давыдовича как человека, который умел найти подход к каждому. Татьяна Зенаишвили — профессор в московской консерватории имени Чайковского. Играет на клавесине и органе. Но начинала с фортепиано под руководством Розенбергера.

«Благодаря Владимиру Давыдовичу, я обрела не просто профессию, но осознание того, что ты занимаешься тем, чем должен. Своим любимым делом. Можно сказать, нашла свой собственный голос», — рассказала профессор кафедры органа и клавесина Татьяна Зенаишвили Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

Свои голоса благодаря ему искали и находили сотни детей. Со своей дочерью Татьяной Владимир Давыдович играл дуэтом с 1969 года. Вот семейный архив. Звука нет, но он и не нужен. 72-й год. На репетиции играют Концертино Шестаковича в старом помещении школы на проспекте Нахимова. Раньше музыканты делили один дом с музеем имени Крошицкого. Но ученики никогда не заходили через парадный вход. Их путь проходил через арку, а потом через внутренний двор по лестнице, которой сейчас нет. Но главное — воспоминания об учебе и о Владимире Давыдовиче сохранились.

«Он был уникальным педагогом и пианистом. Но, прежде всего, он, конечно, был требовательным наставником, который помогал людям раскрыть именно их внутренние таланты. И зазвучать их внутренний голос. То есть он не старался ни из кого сделать именно аккордеониста или пианиста, классического или джазового исполнителя», — вспоминает Максим Севастьянов (Розенбергер).

Место, где раньше был кабинет дедушки, когда тот был директором школы, не узнать, рассказывает Максим Севастьянов. Его детство прошло не по классическому сценарию ребёнка из творческой семьи, но тоже было связано с музыкой.

«Даже начав заниматься со мной, Владимир Давыдович, мой дедушка, занимался две или три недели, и сказал: „Пусть хоть у одного человека в нашей семье будет счастливое детство“. И сказал: „Свободен!“. Все», — уточнил Максим Севастьянов (Розенбергер).

Сам Владимир Давыдович за инструмент сел в раннем детстве. Его отец — тоже музыкант, играл на цимбалах. Первый творческий дуэт маленького Владимира был успешным. Объездили много городов Советского Союза. Затем была учеба в музыкальных школе и институте. Знакомство и работа с Клавдией Шульженко. Паузу в творчестве пришлось брать из-за войны. Несмотря на бронь — пошел служить, с гордостью рассказывает дочь Татьяна Владимировна. Её отец был одним из тех кто штурмовал Сапун-гору. Потом Победа! И опять музыка. Снова аккомпанировал Клавдии Шульженко. Через годы Татьяна тоже с ней познакомилась. В гости к Народной артистке её привела дальняя родственница.

«Небольшой кабинетный рояль, я значит, ноты она мне поставила. Я положила руки на клавиатуру, на ней посмотрела и вдруг она вот так мои руки прижимает к клавишам, прижимает и говорит: „Я знаю эти руки!“. А у меня руки полностью! То есть, на столько папины! Передались! И потом она говорит: „Ты дочь Володьки Розенбергера?“. Я говорю: „Да“. Она тут же телефон папин!», — говорит Татьяна Севастьянова (Розенбергер).

Сегодня песни Клавдии Шульженко исполняет новое поколение семьи Розенбергер.

Эта песня — одна из немногих грустных в репертуаре. Своим творчеством в семье стараются сохранять наследие Владимира Давыдовича. Чтобы и через поколения люди знали о таланте, который своим примером вдохновлял сотни человек.

Ольга Чернецкая, Ростислав Колмагоров, Наталья Бабкевич




Комментарии
Минимальная длина комментария - 15 знаков.
Информация
Для комментирования требуется
Прокомментируйте и будьте первым!